08.11.2021

Современная диагностика ИППП в Москве

По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, ежегодно во всем мире происходит более 340 миллионов новых случаев бактериальных и протозойных (вызываемых паразитами) инфекций, передающихся половым путем. В 2016 году организация зафиксировала 127 миллионов случаев хламидиоза, 87 миллионов случаев гонореи, 6,3 млн заболеваний сифилисом и 156 млн заболеваний трихомониазом. Как сегодня проходить диагностику ИППП?

Более 30 бактерий, вирусов и паразитов передаются половым путем. Чаще всего передаются восемь инфекций. Четыре из них вызывают излечимые заболевания: сифилис, гонорею, хламидиоз и трихомониаз, еще четыре — вирусы, которые вызывают неизлечимые вирусные инфекции: гепатит В, вирус простого герпеса, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и вирус папилломы человека (ВПЧ). Часть из них поддается терапии: мы успешно лечим ВИЧ-инфекцию, вирус гепатита В, вирус простого герпеса, а против вируса папилломы человека эффективной терапии нет.

ИППП называют так, поскольку они передаются преимущественно через секс: вагинальный, анальный или оральный. Однако некоторые ИППП также могут передаваться контактным путем, через кровь или продукты крови, а также от матери к ребенку (сифилис, гепатит B, ВИЧ, хламидиоз, гонорея, герпес и ВПЧ). Например, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в США, в 2020 году зафиксировано почти 2100 случаев заболевания сифилисом у новорожденных младенцев.

Информация о том, что терапия ВИЧ-инфекции предотвращает передачу вируса ВИЧ-отрицательному партнеру повлияла на заболеваемость излечимыми инфекциями. В отношении ВИЧ-инфекции существует принцип Н=Н (Undetectable = Untransmittable или неопределяемый = не передающий). Если ВИЧ-позитивный человек принимает терапию и добился стабильного снижения вирусной нагрузки в крови, то он не может передать вирус своему половому партнеру. Кроме того, появилась доступная до- и постконтактная профилактика ВИЧ (ДКП/ ПКП) — это комбинации антиретровирусных препаратов, прием которых до или после потенциально рискованного полового акта значительно снижает вероятность инфицирования.

Имея эффективную профилактику заражения ВИЧ, люди перестали этого бояться и начали чаще практиковать незащищенный секс, что привело к увеличению риска передачи других ИППП, надежной защитой, против которой являлся презерватив.

Чем опасны излечимые инфекции, передающиеся половым путем

Излечимые ИППП в наше время крайне редко приводят к смерти человека, но они способны значительно снизить уровень качества его жизни. Отсутствие лечения гонококковых и хламидийных инфекций у женщин в 40% случаев приводит к воспалительным заболеваниям органов малого таза, что, в свою очередь, может привести к бесплодию.

Нелеченные ИППП у матерей ежегодно являются причиной глазных инфекций, ведущих к слепоте у 4000 новорожденных. Передача ИППП от матери ребенку во время беременности и родов может привести к мертворождению, недоношенности, сепсису, пневмонии, неонатальному конъюнктивиту и другим заболеваниям.

Герпес и сифилис могут увеличивать риск заражения ВИЧ в три и более раз, в случае если ВИЧ-позитивный партнер не знает о своем статусе или не принимает АРТ. Инфекция ВПЧ ежегодно вызывает 570 000 случаев рака шейки матки, из которых более 300 000 заканчиваются смертью пациентки.

Кому нужно проверяться на ИППП

Безусловно, проверку на ИППП необходимо проводить при появлении симптомов: выделений из половых органов и уретры, жжения при мочеиспускании или сексе и других проявлениях.

Однако нужно помнить, что многие инфекции, в том числе неизлечимые, нередко протекают бессимптомно. Чем раньше вы начнете терапию, тем меньше шансов остается у болезни нанести вред вашему организму, меньше шансов, что вы передадите инфекцию партнеру.

Регулярное обследование на ИППП необходимо проходить всем. Например, CDC рекомендует пройти анализ на ВИЧ людям в возрасте от 13 до 64 лет в рамках обычных медицинских обследований.

Людям, относящимся к уязвимым группам, рекомендуется проходить тестирование не реже одного раза в год.

Традиционно уязвимыми группами для ИППП, включая ВИЧ, считаются:

• Люди, употребляющие психоактивные вещества;
  • Мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ);
  • Коммерческие секс-работники;
  • Трансгендеры.

Кроме того, анализы на ИППП необходимо сдавать беременным женщинам и парам, планирующим беременность. Необходимо помнить, о том, что в группе риска также люди, подвергшиеся сексуальному насилию.

О регулярной проверке на ИППП не стоит забывать мужчинам и женщинам, у которых появился новый половой партнер или несколько партнеров.

К уязвимой группе можно отнести и людей, живущих в регионах с высокой заболеваемостью теми или иными инфекциями. В США существует Атлас ИППП (включая ВИЧ, отражающий динамику распространения заболеваний). Люди, живущие на «опасных» в эпидемическом смысле территориях, имеют более высокие риски заражения ИППП.

Проверяться на ИППП необходимо всем, кто занимается сексом. Секс-презерватив=ИППП.

Как часто нужно проверяться на ИППП

ВОЗ допускает использование экспресс-тестов. Например, для тестирования на ВИЧ доступны высокоэффективные тесты по околодесенной жидкости. Однако положительные результаты подобных тестов необходимо проверять стандартными методами.

При тестировании на ВИЧ в лаборатории проводится анализ крови методом ИФА (иммуноферментный анализ), который необходим для выявления не самого вируса, а антител к нему. Однако даже после положительного результата его необходимо несколько раз перепроверить, в том числе используя метод иммунного блота и ПЦР (полимеразная цепная реакция).

Вирусный гепатит В (ВГВ) в хронической форме может протекать бессимптомно на протяжении многих лет. Обследование на наличие вирусного гепатита В необходимо проходить регулярно, но правильнее провести эффективную и безопасную прививку, что защитит вас от заражения в будущем. Также диагностика ВГВ очень важна для беременных женщин: вирус гепатита В может передаваться от матери ребенку.

Для выявления ВГВ необходимы лабораторные исследования, позволяющие выявить антигены и антитела, которые определяются на разных стадиях заболевания. Выбор оптимального исследования, соответствующего форме и стадии заболевания, определяет опытный специалист.

Лабораторная диагностика ИППП в Москве

Комплексное обследование, исследование на отдельные маркеры ВГВ можно пройти в лаборатории H-Lab. При подтверждении диагноза «хронический вирусный гепатит В» пациента необходимо обследовать для определения степени поражения печени и выбора оптимальной тактики наблюдения и лечения. В Университетской клинике H-Clinic для определения степени поражения печени используются неинвазивные, комфортные для пациента, методы диагностики.

Препаратов для лечения ВПЧ пока не существует, но есть эффективная вакцина, которая защищает от рака, вызванного этим вирусом. Для обследования на ВПЧ ВОЗ рекомендует тестирование на наличие ДНК вируса методом ПЦР — это объективный и современный метод диагностики. При получении положительного результата врач определяет показания по дальнейшему обследованию для исключения последствий инфекции. С рекомендациями по частоте скрининга вы можете ознакомиться в нашем материале.

Вирус простого герпеса может передаваться не только половым, но и контактным путем, а также от матери ребенку. Для диагностики используются методы ИФА и ПЦР. В качестве диагностических материалов может использоваться кровь (ИФА), мазки со слизистой и содержимое герпетических пузырьков (ПЦР). Выбор оптимального метода диагностики, соответствующий стадии и форме болезни, осуществляет опытный врач.

Для диагностики сифилиса приоритетными являются серологические методы исследования крови, нетрепонемные и трепонемные тесты, которые выявляют в том числе скрытые формы болезни. Следует подчеркнуть, что в диагностике сифилиса возможны ложноположительный и ложноотрицательные тесты. В частности, ложноположительную реакцию может вызвать бактерия-спирохета Borrelia и другие бактерии, антитела к возбудителям которых близки по строению к антителам возбудителя сифилиса.

Гонорея и хламидиоз выявляются при помощи исследовании мочи, урологического соскоба или мазка из шейки матки у женщин. Скрининг важен, даже если у вас нет явных симптомов заболевания.

Верификация диагноза трихомониаз происходит на основании лабораторного исследования отделяемого уретры и влагалищного отделяемого микроскопическим методом, а также соскоба со слизистых оболочек уретры и влагалища методом ПЦР, либо путем бактериологического посева отделяемого уретры и влагалища.

Автор:

Врач-дерматовенеролог, косметолог, к.м.н. Анна Викторовна Шаропина