03.08.2021

Новые рекомендации ВОЗ относительно профилактики рака шейки матки и других заболеваний ассоциированных ВПЧ

В июле 2021 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила новые рекомендации по скринингу и лечению рака шейки матки. Сегодня это заболевание хорошо профилактируется, во-многом благодаря эффективной вакцине от вируса папилломы человека (ВПЧ), который часто становится причиной этого вида рака. Кроме того, существуют методы, которые помогают выявить болезнь на ранней стадии для более эффективного лечения. Тем не менее женщины продолжают умирать от рака шейки матки. Что нужно сделать, чтобы снизить заболеваемость и смертность от заболевания?

Старые и новые методы профилактики

По данным ВОЗ, в 2020 году более полумиллиона женщин заболели раком шейки матки (РШМ) и 342 тысячи женщин погибли от этого заболевания. По данным Ассоциации онкологов России, в 2018 году в нашей стране было выявлено 17 766 случаев злокачественных новообразований шейки матки. В том же году от РШМ умерли 6392 женщин. Причем заболеваемость растёт. Число диагнозов в 2018 году на 22,3 % больше, чем в 2008-м — 13 807 случаев. В том же 2018 году рак шейки матки занял четвертое место по количеству смертей от онкозаболеваний у женщин во всем мире.

Одобренная в 2020 году глобальная стратегия ВОЗ по ликвидации рака шейки матки призывает добиться того, чтобы 70% женщин во всем мире регулярно проходили скрининг при помощи высокоэффективных тестов, а 90% заболевших получали необходимое лечение. Реализация этой глобальной стратегии вместе с вакцинацией девочек от ВПЧ может предотвратить более 62 миллионов смертей от рака шейки матки в следующие 100 лет.

Новое руководство ВОЗ меняет привычный подход к скринингу шейки матки.

Сейчас для обнаружения предракового состояния чаще всего используют два метода. Первый из них — ацет-тест или визуальный осмотр шейки матки с использованием уксусной кислоты. Второй — пап-тест или цитологический мазок Папаниколау. Пап-тест, названный в честь учёного Георгиоса Папаниколау, в своё время произвёл настоящую революцию в диагностике рака шейки матки: с момента внедрения метода в 50-х годах прошлого века смертность от данного вида онкологии снизилась в разы.

Однако сегодня ВОЗ называет более предпочтительным тестирование на выявление ДНК вируса папилломы человека. В отличие от тестов, основанных на визуальном осмотре, тестирование на ВПЧ с качественным определением ДНК — более объективный диагностический метод.

Кроме того, ВОЗ предлагает расширять возможность доступа женщин к самостоятельному сбору материала для тестирования на ВПЧ — так же, как пациенты собирают, например, мочу на анализ. Исследования показывают, что женщины чувствуют себя более комфортно, когда возможно собрать диагностический материал, не выходя из дома и уже потом доставить его в клинику или диагностическую лабораторию.

ВПЧ и ВИЧ

Одним из факторов риска при заболеваниях шейки матки является ослабленный иммунитет. Именно поэтому женщинам, живущим с ВИЧ, стоит обращать особое внимание на скрининг. По данным ВОЗ, для женщины с ВИЧ-инфекцией риск развития рака шейки матки увеличивается в шесть раз по сравнению с женщинами с ВИЧ-негативным статусом.

Именно поэтому новый гайдлайн включает рекомендации, предназначенные специально для женщин, живущих с ВИЧ.

• Рекомендации для женщин с ВИЧ-позитивным статусом: расширенный скрининг на ВПЧ, каждые 3-5 лет начиная с 25-летнего возраста.
  • Рекомендации для женщин с ВИЧ-негативным статусом: стандартный скрининг на ВПЧ каждые 5–10 лет, начиная с 30-летнего возраста.

То есть женщинам, живущим с ВИЧ, необходимо раньше начинать рутинное обследование на ВПЧ и чаще выполнять повторное тестирование.

Чтобы рекомендации работали, безусловно необходим не только скрининг. Специалисты также говорят о важности быстрого доступа к лечению женщин и обеспечения приверженности пациенток к терапии.

Профилактика: вместо лечения и вместе с лечением

Безусловно, одним из важным методов профилактики рака шейка матки является вакцинация от вируса папилломы человека.

Для профилактики заболеваний, связанных с ВПЧ, в мире зарегистрированы 3 вакцины: Церварикс двухвалентная, Гардасил четырехвалентная и Гардасил девятивалентная. В России сертифицированы две вакцины — Церварикс двухвалентная и Гардасил четырехвалентная.

Вакцинировать необходимо детей и подростков. В идеале — до полового дебюта, поскольку штаммы ВПЧ, в том числе и онкогенные, чаще всего передаются половым путём. Возраст вакцинации детей и подростков — 9–13 лет. В Клинических рекомендациях РФ 2013-2017 годов по вакцинопрофилактике от ВПЧ указан возраст вакцинации — 11 лет.

Раньше считалось, что прививаться могут только дети и подростки, а также люди до 26 лет. В последние годы медики всё чаще говорят о прививках и для взрослых. В некоторых странах, например в США, от ВПЧ рекомендуют прививаться всем без исключения людям до 26 лет. Но и в возрасте 27+ запрета на прививку нет. Среди людей 27-45 лет вакцинироваться в первую очередь рекомендуют людям, живущим с ВИЧ, и курящим. Цервариксом рекомендуется в первый раз прививаться до 25 лет. Для более взрослых людей подходит вакцина Гардасил.

Ещё одно заблуждение связано с тем, что вакцина от ВПЧ помогает только женщинам и только для профилактики рака шейки матки. На самом деле, ВПЧ также связан со 100% случаев рака анального канала, который может развиться и у женщин, и у мужчин.

Поэтому прививку рекомендуют делать не только женщинам, но и мужчинам. В особенности — ВИЧ-позитивным мужчинам и тем, кто практикует секс с мужчинами. Впрочем, если мужчина занимается сексом только с женщинами, ему также стоит сделать прививку от ВПЧ, чтобы обезопасить свою партнёршу (или партнёрш).

Вирус папилломы человека в ряде случаев связан с раком половых органов (вульвы, влагалища, пениса), а также с раком ротовой полости, глотки и гортани. Здесь речь идет об атрибутивном риске: то есть вероятность заболеть данными видами онкологии у людей с ВПЧ выше, чем у людей без ВПЧ. Но у людей без ВПЧ такие диагнозы также встречаются. Поэтому в данной ситуации можно говорить о том, что вакцина поможет частично снизить риск. Кроме того, вакцина может защитить от кондилом и бородавок на половых органах и в анусе.

Кроме того, современные исследования говорят о том, что прививаться возможно и тогда, когда человек уже инфицирован ВПЧ. Прививка может защитить человека от других штаммов вируса и от ре-инфицирования. Если же у женщины уже развилась дисплазия шейки матки, вакцинация от ВПЧ может рассматриваться как один из элементов лечения.