12.04.2023
Вакцинация от клещевого энцефалита в Москве

Наступила долгожданная весна! Все мы с нетерпением ждали солнечных дней, чтобы проводить больше времени на свежем воздухе, в парках и лесах. К сожалению, наряду с положительными эмоциями, пробуждение природы несет и определенные риски для человека — так, именно весной повышается активность клещей.

Клещи могут переносить как бактериальные инфекции (например, боррелиоз), так и вирусные (клещевой энцефалит), и если в отношении бактериальных инфекций у нас есть такое мощное оружие, как антибиотики, то в отношении лечения клещевого энцефалита мы практически безоружны.

Что такое клещевой энцефалит

Клещевой энцефалит — это инфекционное вирусное заболевание, поражающее нервную систему человека. На территории России выделяют 3 подтипа вируса, вызывающего данное заболевание: европейский, сибирский и дальневосточный.

Симптомы заболевания включают в себя:

• головную боль;
  • утомляемость;
  • повышение температуры тела;
  • тошноту;
  • боль в суставах;
  • снижение чувствительности в конечностях;
  • нарушения сна.

Клещевой энцефалит является опасным для человека инфекционным заболеванием. Так, летальность европейского подтипа может достигать 2%, а дальневосточного — до 35%! Даже в тех случаях, когда человеку удается выздороветь от клещевого энцефалита, в 10–20% случаев болезнь оставляет необратимые последствия, такие как паралич верхних конечностей, хроническая головная боль, нарушение концентрации внимания, настроения, сна.

Как можно заразиться клещевым энцефалитом

Вирус клещевого энцефалита передается при присасывании клеща. К счастью, не каждый клещ инфицирован, но с каждым годом ареал распространения энцефалитных клещей растет. Вирус находится в слюне клеща, поэтому для заражения достаточно даже кратковременного его присасывания к коже человека.

Что делать, если вы обнаружили клеща, присосавшегося к коже

Если вы обнаружили клеща, очень важно удалить его как можно раньше. Для этого можно использовать как обычный пинцет, так и специальный выкручиватель клещей. Медленно захватите тело клеща как можно ближе к коже и очень осторожно поверните его до полного извлечения. Не используйте крема или масла: это не заставит клеща покинуть место укуса, а в отсутствие доступа кислорода, наоборот, увеличит риск передачи заболевания, спровоцировав дополнительный выброс микроорганизмов в кожу человека. Кроме того, крема и масла могут сильно усложнить дальнейшее извлечение клеща.

Как распознать, клещевой энцефалит

Если человек заразился вирусом клещевого энцефалита, в течение 2 недель могут появиться следующие симптомы заболевания: головная боль, утомляемость, лихорадка, тошнота, боли в суставах, снижение чувствительности в конечностях, скованность в мышцах, бессонница. В небольшой части случаев возможно бессимптомное течение, когда человек может даже не почувствовать ухудшение самочувствия.

Как можно защитить себя

Лучший способ избежать любого клещевого заболевания — избежать укуса клеща. Клещи предпочитают высокую траву и влажные места, что важно учитывать при выборе места для отдыха. Снизить риск укуса клеща можно, надев длинные брюки, одежду с длинными рукавами и длинные носки. Кроме того, можно использовать репелленты, такие как ДЭТА, пикаридин и перметрин.

Репелленты отпугивают клещей, но, к сожалению, не обеспечивают 100% защиты от присасывания. Некоторые репелленты можно наносить на одежду, а другие распылять непосредственно на кожу (всегда проверяйте этикетку продукта!). Каждый раз после проведения времени в парке, лесу или на даче проводите самоосмотр на предмет присасывания клеща и в случае обнаружения удаляйте его как можно раньше. Клещи преимущественно предпочитают «мягкие» места на теле человека, такие как подмышечная область и подколенные ямки, а также волосистую часть головы, при этом они могут присасываться к любой части тела.

Доступна ли вакцинация против клещевого энцефалита

Да, вакцина против клещевого энцефалита существует, и ее эффективность достигает 99%. Вакцинация — это самый безопасный и эффективный способ профилактики данного заболевания. Идеально начинать вакцинацию в зимние месяцы, чтобы к моменту «пробуждения» клещей иммунная система уже успела выработать антитела.

Вакцинация против клещевого энцефалита состоит из 2х прививок с последующими ревакцинациями. Две дозы вакцины вводят с интервалом в 1–7 месяцев. Достаточная защита от клещевого энцефалита формируется уже через 2 недели после введения второй дозы. Далее через 1 год после второй дозы проводится первая ревакцинация (одной дозой). В случае сохранения рисков дальнейшая ревакцинация проводится одной дозой каждые 3 года.

В случае, если вы по какой-то причине не успели пройти курс вакцинации от клещевого энцефалита зимой или весной, а вам предстоит поездка в эндемичный по данному заболеванию регион, возможно проведение курса вакцинации по ускоренной схеме. В таком случае интервал между двумя дозами сокращается до 14 дней, и, таким образом, уже через 28 дней от введения первой дозы вакцины вы будете защищены от клещевого энцефалита и сможете спокойно отправиться в путешествие и наслаждаться природой!

Не медлите, защитите себя от опасного заболевания и его инвалидизирующих последствий. Помните о том, что эффективных средств для лечения клещевого энцефалита просто не существует, а значит лучшее, что можно сделать — это предотвратить развитие заболевания. Встречайте теплые месяцы с защитой от клещевого энцефалита!