Заражение ВИЧ-инфекцией происходит половым путем (при незащищенных гетеро- и гомосексуальных половых контактах с ВИЧ-инфицированным партнером) и гемоконтактным (то есть при контакте с кровью инфицированного человека, что наиболее часто происходит при употреблении внутривенных наркотиков нестерильным инструментарием). Передача ВИЧ-инфекции бытовым путем невозможна, так как вирус крайне нестоек и не размножается во внешней среде.

Таким образом, ВИЧ НЕ передается:

·         Через укусы насекомых;

·         При рукопожатиях, поцелуях;

·         При использовании общей посуды, общего туалета;

·         При сексуальных контактах, которые не включают обмен жидкостями (например, контакт кожи с кожей).

Среди людей, подвергающих сомнению классическое представление о ВИЧ-инфекции, популярным аргументом является наличие дискордантных пар (пар, в которых один партнер ВИЧ-позитивный, а другой – ВИЧ-негативный), которые живут половой жизнью без использования барьерных методов контрацепции. Однако, с точки зрения всех современных представлений о механизмах передачи ВИЧ, такая ситуация вполне возможна, так как вероятность заражения при однократном незащищенном половом контакте далеко не 100%.

Так, согласно, данным американского Центра по контролю за заболеваемостью, при однократном вагинальном контакте, передача ВИЧ от мужчины к женщине происходит только в 8 случаях из 10 000. Риск заражения ВИЧ при других видах контактов по данным того же Центра по контролю за заболеваемостью представлен в таблице.

Что касается последних четырех путей передачи, то возможность заражения при них технически допускается, но случаи подобного инфицирования настолько плохо документированы, что эти риски скорее можно назвать теоретическими.

Стоит отметить, однако, что в данной таблице представлена средняя вероятность заражения при том или ином виде контакта. Данные цифры не учитывают возможные состояния и паттерны поведения, которые могут увеличивать риск заражения. К таковым относят:

·         Наличие ЗППП;

·         Высокая вирусная нагрузка у ВИЧ-положительного партнера;

·         Отсутствие обрезания у мужчины;

·         Контакт во время менструации;

·         Грубый и/или долгий половой акт;

·         Спринцевание перед контактом;

·         Чистка зубов щеткой, зубной нитью или лечение у стоматолога перед оральным контактом.

Шанс заразиться при однократном незащищенном контакте варьирует от случая к случаю и зависит как от типа контакта, так и от многих биологических факторов.

Так, согласно последним исследованиям, убедительно показано, что вероятность передачи ВИЧ от ВИЧ-инфицированного партнера, который получает эффективную антиретровирусную терапию (АРТ) и в течение 6 месяцев имеет неопределяемую вирусную нагрузку в крови, при незащищённых половых контактах равняется нулю. Иностранные исследователи и активисты даже предложили формулу U=U, undetectable=untransmittable, что на русский язык можно перевести как Н=Н, неопределяемый=не передающий.

Таким образом, вероятность заражения при однократном незащищенном половом контакте относительно невысока. Однако не стоит рисковать собственным здоровьем и отказываться от барьерных методов контрацепции в случае, если ВИЧ-статус партнера вам неизвестен. Кто знает, возможно, ваш случай будет как раз один из 8 на 10 000, при которых передача произойдет даже при одном контакте? И тем более не стоит пренебрегать средствами защиты и профилактики регулярно, так как при рискованном половом поведении шансы инфицирования постепенно накапливаются, и даже если вам повезло 1, 2 и 5 раз, это не значит, что повезет в следующий.

Тип контакта

Риск заражения на 10 000 контактов

Парентеральные

Переливание крови от инфицированного донора

Использование общих игл при употреблении наркотиков

Случайный укол иглой от ВИЧ-инфицированного пациента

Сексуальные

Анальный секс, принимающая сторона

Анальный секс, вводящая сторона

Вагинальный секс, принимающая сторона

Вагинальный секс, вводящая сторона

Оральный секс, принимающая сторона

Низкий

Оральный секс, вводящая сторона

Низкий

Другие

Покусывания

Облизывания

Ничтожно низкий

Контакт кожи с жидкостями организма (включая слюну и сперму)

Использование общих секс-игрушек

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.