20.12.2019
В каких случаях риск заражения ВИЧ наиболее высокий

Каждый человек может инфицироваться ВИЧ при контакте с определенными биологическими жидкостями ВИЧ-позитивного человека, у которого в крови определяются свободные вирусные частицы — так называемая «вирусная нагрузка». К потенциально опасным биологическим жидкостям относятся:

• кровь;
  • сперма;
  • вагинальный секрет;
  • грудное молоко;
  • предсеменная жидкость.

Для того чтобы произошло инфицирование, вирус должен попасть в организм человека через слизистую оболочку (прямая кишка, влагалище, рот, половой член), раны, ссадины, порезы. В настоящее время преобладающим путем инфицирования в России является половой (около 60%). Любой вид полового контакта с проникновением может привести к заражению. Особенно опасным является анальный контакт, так как он самый травматичный и часто носит завершенный характер, а при контакте со спермой риск заражения увеличивается. Существуют некоторые факторы и условия, наличие которых увеличивает риск заражения.

Основные факторы риска, повышающие вероятность заражения ВИЧ-инфекцией при сексе без презерватива:

• инфекции, передающиеся половым путем (гонорея, сифилис и другие);
  • определяемая вирусная нагрузка в крови у ВИЧ-позитивного партнера;
  • секс во время менструации;
  • агрессивный и/или долгий половой контакт;
  • повреждение слизистой рта при чистке зубов щеткой или зубной нитью, а так же лечение у стоматолога перед оральным контактом.

Анализ на ВИЧ-инфекцию в Москве, бесплатно и анонимно

Риск заражения ВИЧ после однократного контакта без презерватива

По данным американского Центра по контролю за заболеваемостью, при однократном вагинальном контакте передача ВИЧ от мужчины к женщине происходит лишь в 8 случаях из 10 000, соответственно, вероятность заражения крайне мала. При анальном сексе (принимающая сторона) в 138 случаях из 10 000. Риск инфицирования выше и связан с тем, что при данном виде полового контакта образуется больше ссадин, трещин и повреждений с открытой раневой поверхностью, что относится к факторам риска, повышающим вероятность заразиться ВИЧ-инфекцией при незащищенном акте.

Шанс инфицироваться при однократном незащищенном половом акте зависит не только от типа контакта, но и от многих биологических факторов. Вероятность заражения относительно невысока, но все же не стоит пренебрегать методами профилактики, особенно если статус партнера не известен.

Защищает ли презерватив от ВИЧ

На данный момент существует два вида презерватива: мужской и женский, однако про второй мало кто знает и тем более использует. Он представляет собой полиуретановый чехол для одноразового использования, аналогичный мужскому. Один конец помещается во влагалище перед самым началом полового акта, второй остается вне влагалища. Одновременное использование презервативов в паре не рекомендуется, так как они могут прилипать друг к другу, тем самым один из них будет смещаться. Мужской презерватив является тонкой оболочкой, надеваемой на половой член в стадии эрекции. Как мужские, так и женские презервативы являются весьма эффективным методом профилактики, который может быть использован даже в условиях нехватки ресурсов на другие методы профилактики. Определенный плюс — это его использование без помощи медицинского персонала. Однако у многих все же возникает вопрос: передается ли ВИЧ через презерватив?

Правильное использование презерватива при каждом половом контакте может снизить риск передачи инфекционных заболеваний, включая вирус иммунодефицита человека, на 95%. Лабораторные исследования показывают, что материалы, используемые для изготовления презервативов (латекс, нитрил, полиуретан и полиизопрен), не пропускают через себя ВИЧ.

Презерватив действует в качестве барьера для ВИЧ-инфекции, предотвращая попадание во влагалище, пенис, прямую кишку и рот биологических жидкостей, которые могут содержать вирус. Несмотря на высокую эффективность, защита не стопроцентная, и небольшая вероятность инфицирования остается. И эти риски связаны не с тем, что вирус проникает через стенку презерватива — стенка презерватива многослойная, и пор в презервативе нет.

ВИЧ может передаваться только через жидкости, для которых презерватив — надёжная преграда. Так почему же эффективность презерватива не 100, а только 95%? Оставшиеся 5%, когда презерватив может не сработать, и вирус может передаться партнеру — это исключительно случаи неправильного использования презерватива.

Для более надежной защиты нужно знать ряд правил по его использованию:

• использовать при каждом половом акте;
  • проверить срок годности на упаковке;
  • убедиться, что нет никаких разрывов или дефектов;
  • хранить в прохладном и сухом месте;
  • использовать латексные или полиуретановые презервативы;
  • использовать смазку на водной или силиконовой основе;
  • использовать от самого начала до самого конца полового контакта;
  • использованный материал утилизировать;
  • не использовать презерватив повторно;
  • четко следовать инструкции по применению презерватива.

Пропаганда постоянного использования презерватива является важным аспектом комплексной профилактики ВИЧ. Презерватив может быть дополнением к другим методам профилактики при половых контактах с ВИЧ-позитивным партнером, который не получает терапию и имеет определяемую «вирусную нагрузку» в крови, а также при половых контактах с партнёром, чей статус по ВИЧ не известен. К таким методам можно отнести ограниченное количество половых партнеров, добровольное медицинское мужское обрезание, доконтактную профилактику.

Вероятность передачи ВИЧ при защищенном сексе

Неправильное использование презерватива может привести к разрыву, скольжению или соскальзыванию его во время секса, что является основным фактором риска заболеть, так как увеличивается вероятность контакта с биологическими жидкостями, содержащими вирус. Также позднее надевание либо раннее снятие во время секса является фактором риска передачи ВИЧ.

При правильном применении презерватив – надёжная преграда для заражения ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем.

Автор:
Врач-ординатор Университетской клиники H-Clinic
Лобанова Наталья Александровна
Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.
Врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич