Вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ) известен также как герпес-вирус 4 типа. Это один из наиболее часто встречающихся вирусов человека. В тот или иной период жизни большинство людей инфицируются вирусом Эпштейна-Барр.

ВЭБ распространяется через различные жидкости организма, в первую очередь, через слюну.

Как происходит заражение?

Заражение может произойти в следующих ситуациях:

• при поцелуях
  • при употреблении пищи и напитков из одной посуды
  • при использовании общих зубных щеток
  • при контакте с игрушками, на которые попала детская слюна
  • через кровь и сперму при сексуальных контактах
  • при переливаниях крови и трансплантации органов.

При первом заражении вирусом Эпштейна-Барр (первичной ВЭБ-инфекции) человек может выделять вирус во внешнюю среду в течение нескольких недель даже до развития симптомов.
С того момента, как произошло заражение, вирус остается в организме, но переходит в латентную (неактивную форму заболевания). Периодически вирус может возобновлять размножение. В этом случае он обнаруживается в слюне, и может инфицировать окружающих, вне зависимости от того, сколько времени прошло с первичного заражения. При этом сам человек, являющийся источником инфекции, как правило, не имеет никаких симптомов заболевания.

Многие люди заражаются вирусом Эпштейна-Барр в детстве. Эта инфекция у детей обычно не вызывает никаких симптомов, или ее симптомы неотличимы от других ОРЗ. Выраженные проявления наиболее часто возникают при первичном заражении подростков и взрослых и манифестируют в форме инфекционного мононуклеоза.

> Вирус остается жизнеспособным на окружающих объектах по крайней мере пока объект остается влажным.

Инкубационный период

Инкубационный период (время от контакта с источником инфекции до развития симптомов) при инфекционном мононуклеозе составляет от 2 дней до 2 месяцев. Обычно этот период длится 5-20 дней. К симптомам инфекционного
мононуклеоза относятся:

• слабость
  • лихорадка
  • боли и налеты в ротоглотке
  • увеличенные лимфатические узлы шеи
  • увеличение печени и селезенки сыпь.

Как правило, симптомы регрессируют через 2-4 недели. Однако некоторые пациенты могут ощущать слабость в течение нескольких недель и даже месяцев.

Mask_Group (2).png

После инфицирования ВЭБ инфекция приобретает латентное (неактивное) течение. В некоторых случаях вирус может реактивироваться, то есть вновь начать размножаться. Повторная реактивация, как правило, не приводит к появлению симптомов. Наиболее вероятно наличие жалоб и проявлений при возобновлении размножения вируса у пациентов с ослабленной иммунной системой, например, у пациентов с ВИЧ-инфекцией активная Эпштейна-Барр вирусная может вызывать развитие волосатой лейкоплакии языка. Это заболевание проявляется наличием складчатых налетов с нитевидными выростами на слизистой языка, которые не снимаются при помощи шпателя или зубной щетки.

Хроническая инфекция

При хронической инфекции (постоянном длительном размножении вируса в организме) доказана взаимосвязь ВЭБ и развития некоторых опухолевых заболеваний (например, лимфогранулематоза и лимфомы Беркитта). Однако у пациентов без выраженного иммунодефицита Эпштейн-Барр вирусная инфекция крайне редко протекает в хронической форме. Не стоит думать, что у любого пациента со слабостью и антителами к ВЭБ при отсутствии других симптомов имеет место хроническая Эпштейн-Барр вирусная инфекция.

Как понять, есть ли у вас ВЭБ?

Установить диагноз ВЭБ-инфекции может быть затруднительно, так как симптомы очень схожи с другими респираторными инфекциями. Ситуация упрощается, если заболевание протекает по типу инфекционного мононуклеоза. В этом случае диагноз может быть поставлен на основании проявлений, а также наличия специфических изменений в общем анализе крови (присутствия атипичных мононуклеаров). Инфекция также может быть подтверждена при помощи исследования крови на антитела к различным компонентами вируса. Около 9 из 10 взрослых имеют антитела к вирусу Эпштейна-Барр, которые свидетельствуют о наличии текущей или перенесенной инфекции.

К сожалению, защитить себя от инфицирования вирусом Эпштейна-Барр довольно сложно. Вакцина против этой инфекции пока не разработана. Можно снизить риск, если не целоваться, не употреблять пищу и напитки из одной посуды, не использовать общие зубные щетки с людьми, которые имеют ВЭБ-инфекцию.

Как избавиться от инфекции?

Специфического противовирусного лечения данной инфекции также не существует. Лечение антибиотиками, как и при других вирусных инфекциях, нецелесообразно. Однако в некоторых случаях инфекционист может их назначить (при наличии признаков присоединения бактериальной инфекции на фоне острого течения Эпштейн-Барр вирусной инфекции).

В случае острого течения болезни показано симптоматическое лечение. Оно включает в себя употребление достаточного количества жидкости, соблюдение щадящего режима (отсутствие избыточных физических и умственных нагрузок), применение жаропонижающих и обезболивающих средств, а также местных препаратов (спреев, пастилок при боли в горле) в случае необходимости.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.