19.08.2019
Особенности инфекционного мононуклеоза, лечение в Москве

Инфекционный мононуклеоз — это заболевание, вызываемое герпес-вирусом 4 типа или, как его еще называют, вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ). Возникает оно чаще всего при первичном заражении подростков и взрослых. У детей эта инфекция при первом контакте может протекать как обычное ОРЗ, без специфических симптомов.

Заражение инфекционным мононуклеозом

ВЭБ — один из наиболее часто встречающихся вирусов человека. В тот или иной период жизни большинство людей инфицируются этим вирусом герпеса. ВЭБ передается через различные жидкости организма, в первую очередь, через слюну.

Заразиться ВЭБ можно следующими путями:

• При поцелуях;
  • Употреблении пищи и напитков из одной посуды;
  • Использовании общих зубных щеток;
  • Контакте с игрушками, на которые попала детская слюна;
  • Через кровь и сперму при сексуальных контактах;
  • При переливаниях крови и трансплантации органов.

Вирус остается жизнеспособным на окружающих объектах по крайней мере пока объект остается влажным. Человек, заразившийся таким образом, может выделять вирус во внешнюю среду даже до развития симптомов и впоследствии, при наличии клинических проявлений болезни, таким образом распространяя инфекцию дальше. Инкубационный период (время от контакта с источником инфекции до развития симптомов) при инфекционном мононуклеозе составляет от 2 дней до 2 месяцев. Наиболее часто этот период длится 5–20 дней.

Симптомы и признаки мононуклеоза

Клинические проявления инфекционного мононуклеоза это:

• слабость;
  • лихорадка;
  • боли в ротоглотке и налеты на миндалинах;
  • увеличенные лимфатические узлы шеи;
  • увеличение печени и селезенки;
  • сыпь.

Как правило, симптомы уходят через 2–4 недели. Однако некоторые пациенты могут ощущать слабость в течение нескольких недель и даже месяцев. Затем, как правило, самочувствие нормализуется. Лечение инфекционного мононуклеоза симптоматическое (жаропонижающие, обильное питье, щадящий режим). Специфическая противовирусная терапия не разработана, и полностью избавиться от вируса невозможно, он, как и все остальные герпесвирусы, остается в организме человека навсегда.

С того момента, как произошло заражение, вирус остается в организме, но переходит в латентную (неактивную форму заболевания). Периодически вирус может возобновлять размножение, и в этом случае он обнаруживается в слюне, и может инфицировать окружающих, вне зависимости от того, сколько времени прошло с первичного заражения. То есть человек может быть заразен, даже если у него нет никаких проявлений заболевания.

К сожалению, защитить себя от заболевания инфекционным мононуклеозом довольно сложно. Вакцина против этой инфекции пока не разработана. Можно снизить риск, если не целоваться, не употреблять пищу и напитки из одной посуды, не использовать общие зубные щетки с людьми, которые имеют ВЭБ-инфекцию.

Некоторые вирусные инфекции могут также протекать с клиникой мононуклеоза. К таким вирусами относится ЦМВ и ВИЧ. При первичном заражении этими вирусами развивается клиническая картина, похожая на мононуклеоз. Именно поэтому всем людям с симптомами мононуклеоза настоятельно рекомендуется сдать кровь на антитела к ВИЧ, чтобы вовремя выявить это серьезное заболевание и своевременно назначить терапию.

Автор:
Врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.
врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич