Инфекционный мононуклеоз – это заболевание, вызываемое герпес-вирусом 4 типа или, как его еще называют, вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ). Возникает оно чаще всего при первичном заражении подростков и взрослых. У детей эта инфекция при первом контакте может протекать как обычное ОРЗ, без специфических симптомов.

ВЭБ - один из наиболее часто встречающихся вирусов человека. В тот или иной период жизни большинство людей инфицируются вирусом Эпштейна-Барр. ВЭБ передается через различные жидкости организма, в первую очередь, через слюну.

Заразиться ВЭБ можно следующими путями:
• при поцелуях
• употреблении пищи и напитков из одной посуды
• использовании общих зубных щеток
• контакте с игрушками, на которые попала детская слюна
• через кровь и сперму при сексуальных контактах
• при переливаниях крови и трансплантации органов.

Вирус остается жизнеспособным на окружающих объектах по крайней мере пока объект остается влажным. Человек, заразившийся таким образом, может выделять вирус во внешнюю среду даже до развития симптомов и впоследствии, при наличии клинических проявлений болезни, таким образом распространяя инфекцию дальше. Инкубационный период (время от контакта с источником инфекции до развития симптомов) при инфекционном мононуклеозе составляет от 2 дней до 2 месяцев. Наиболее часто этот период длится 5-20 дней.

Клинические проявления инфекционного мононуклеоза это:
• слабость
• лихорадка
• боли в ротоглотке и налеты на миндалинах
• увеличенные лимфатические узлы шеи
• увеличение печени и селезенки
• сыпь

Как правило, симптомы уходят через 2-4 недели. Однако некоторые пациенты могут ощущать слабость в течение нескольких недель и даже месяцев. Затем, как правило, самочувствие нормализуется. Лечение инфекционного мононуклеоза – симптоматическое (жаропонижающие, обильное питье, щадящий режим). Специфическая противовирусная терапия не разработана, и полностью избавиться от вируса невозможно, он, как и все остальные герпес-вирусы, остается в организме человека навсегда.

С того момента, как произошло заражение, вирус остается в организме, но переходит в латентную (неактивную форму заболевания). Периодически вирус может возобновлять размножение, и в этом случае он обнаруживается в слюне, и может инфицировать окружающих, вне зависимости от того, сколько времени прошло с первичного заражения. То есть человек может быть заразен, даже если у него нет никаких проявлений заболевания.

К сожалению, защитить себя от заболевания инфекционным мононуклеозом довольно сложно. Вакцина против этой инфекции пока не разработана. Можно снизить риск, если не целоваться, не употреблять пищу и напитки из одной посуды, не использовать общие зубные щетки с людьми, которые имеют ВЭБ-инфекцию.
Некоторые вирусные инфекции могут также протекать с клиникой мононуклеоза. К таким вирусами относится ЦМВ и ВИЧ. При первичном заражении этими вирусами развивается клиническая картина, похожая на мононуклеоз. Именно поэтому всем людям с симптомами мононуклеоза настоятельно рекомендуется сдать кровь на антитела к ВИЧ, чтобы вовремя выявить это серьезное заболевание и своевременно назначить терапию.

Дегтярева Светлана
врач-инфекционист
H-Clinic

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.