26.04.2023
Пятый случай излечения от ВИЧ-инфекции

20 февраля 2023 года в журнале Nature был опубликован очередной случай излечения от ВИЧ-инфекции. Пятым пациентом, достоверно излечившимся от ВИЧ, стал 53-летний мужчина из Дюссельдорфа. Излечение данного пациента от ВИЧ-инфекции связано с развитием у него лейкоза (онкологического заболевания системы крови), по поводу чего пациенту была проведена пересадка костного мозга от донора, имеющего мутацию дельта-32 в гене CCR5, связанную с природной устойчивостью к большинству вариантов вируса иммунодефицита человека.

Пациент впервые узнал об инфицировании ВИЧ в 2008 году, а прием антиретровирусной терапии начал в 2010 году (на момент постановки диагноза у пациента отмечался высокий уровень Т-хелперов и низкая вирусная нагрузка, а клинические рекомендации того времени не предполагали незамедлительного начала терапии при таких показателях).

Пересадка стволовых клеток и ВИЧ

В январе 2011 года у пациента диагностировали острый миелоидный лейкоз, по поводу чего ему было проведено несколько курсов химиотерапии, но, несмотря на их эффективность, впоследствии он перенес несколько рецидивов заболевания. Кардинальным методом лечения в данной ситуации явилась пересадка стволовых клеток от подходящего донора, и врачам удалось подобрать донора с мутацией в гене CCR5.

Антиретровирусная терапия была прекращена в ноябре 2018 г через 69 месяцев после трансплантации стволовых клеток. После прекращения АРВТ у пациента не отмечалось клинических и лабораторных признаков прогрессирования ВИЧ инфекции. Спустя почти десять лет после трансплантации стволовых клеток от неродственного донора и более четырех лет после отмены антиретровирусной терапии, состояние здоровья пациента в настоящее время удовлетворительное. Подробный вирусологический и иммунологический анализ крови и тканей пациента из Дюссельдорфа подтверждает излечение от ВИЧ после трансплантации стволовых клеток.

До настоящего времени в мире было описано 4 случая излечения от ВИЧ с помощью стволовых клеток от донора с мутацией дельта-32: берлинский пациент Тимоти Рэй Брауна, лондонский пациент Адама Кастильехо, Нью-Йорская пациентка и пациент из «Города надежды», Калифорния, США. Каждый из этих пациентов был болен онкологическим заболеванием системы крови на фоне имеющейся ВИЧ-инфекции, и пересадка костного мозга от имеющих мутацию в гене CCR5 была проведена по жизненным показаниям.

На основании представленных данных очевидно, что излечение от ВИЧ возможно: однако, из-за определенных рисков для здоровья пациентов трансплантация стволовых клеток проводится только в рамках лечения других опасных для жизни заболеваний. Более того, эта процедура является очень дорогостоящей, а также сложной с медицинской точки зрения, что не позволяет применять ее масштабно для лечения миллионов людей, живущих с ВИЧ во всем мире. Международная исследовательская группа, включая врачей из Дюссельдорфа надеется, что полученные знания послужат отправной точкой для планирования будущих исследований по поиску лекарств от ВИЧ.

Примечание:

Ген CCR5 отвечает за синтез корецептора CCR5 на поверхности лейкоцитов (белых кровяных телец). ВИЧ, проникая в организм, соединяется с рецептором СД4+, однако именно корецепторы CCR5 помогают большинству вариантов вируса «заякориться» и попасть внутрь клетки (картинка слева). Дельта-32 мутация в гене CCR5 приводит к тому, что вирионы не могут связаться с рецептором, и таким образом носитель данной мутации становится невосприимчив к заражению (картинка справа).

Дельта-32 мутация в гене CCR5, способствующая выздоровлению от ВИЧ-инфекции

Источник: Xu, M.M. (2020) CCR5-Δ32 Biology, gene editing, and warnings for the future of CRISPR-Cas9 as a human and humane gene editing tool - cell & bioscience, BioMed Central.