03.07.2019

Как вирус влияет на иммунитет?

После того, как ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) попал в организм, он начинает размножаться в клетках, которые имеют определенные рецепторы. Преимущественно это клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, макрофаги, клетки Лангерганса, клетки микроглии. Больше всего от воздействия ВИЧ страдают именно Т-лимфоциты, так называемые СD4-клетки, или Т-хелперы. В результате размножения вируса внутри этих клеток они разрушаются, постепенно их число уменьшается. Таким образом, для того чтобы выяснить, как далеко зашла инфекция, и насколько активен вирус в организме человека, используются два основных показателя – количество CD4-клеток в периферической крови и вирусная нагрузка (количество вирусных частиц, которое исследуется также в периферической крови).

Анализ на вирусную нагрузку необходимо сдавать всем пациентам в следующих случаях:

• при выявлении ВИЧ-инфекции
  • перед началом АРТ (антиретровирусной терапии), если оно по каким-либо причинам было отложено на месяц и более после выявления заболевания
  • через 4 недели после начала или смены схемы АРТ (по любым причинам)
  • с определенной периодичностью (1 раз в 3-6 месяцев) на фоне лечения

Кровь на вирусную нагрузку при ВИЧ-инфекции необходимо сдавать не ранее, чем через 3 часа после последнего приема пищи, при этом можно пить воду без газа.

Как правило, у пациентов, у которых впервые выявлена ВИЧ-инфекция, и которые еще не получали АРТ, выявляется высокая вирусная нагрузка – это несколько десятков, сотен тысяч, а иногда и миллионов копий вируса в 1 мл крови. Прием антиретровирусных препаратов подавляет размножение вируса, и постепенно показатели вирусной нагрузки падают. Число CD4-лимфоцитов при этом увеличивается (если изначально этот показатель был снижен). Однако анализ на вирусную нагрузку является более чувствительным маркером эффективности проводимой терапии, чем количество CD4-лимфоцитов. Снижение количества вируса в организме происходит постепенно. В течение первого месяца лечения ожидаемое снижение вирусной нагрузки составляет около 1lg, (то есть она должна упасть в 10 раз по сравнению с уровнем до лечения). К 12-16 неделе терапии обычно показатели вирусной нагрузки составляют менее 400 копий/мл или становятся неопределяемым . Затем, если терапия подобрана правильно, пациент не прерывает и не пропускает прием препаратов, вирусная нагрузка остается нулевой. Нулевая вирусная нагрузка не означает, что вируса совсем нет в организме.

Mask_Group (3).png

Это значит, что его количество так мало, что оно не улавливается существующими тест-системами. Чувствительность имеющихся в распоряжении лабораторий тест-систем может быть различной – наиболее часто используются анализаторы, которые могут выявить более 20, 40 и 150 копий ВИЧ в 1 мл крови. Считается нормой, если пациент достигает нулевой вирусной нагрузки в течение 6 месяцев непрерывного лечения (нередко это происходит быстрее).

В дальнейшем на фоне АРТ показатели вирусной нагрузки в норме сохраняются на неопределяемом уровне, однако допускаются единичные подъемы не более 200 коп/мл. Если же в нескольких подряд анализах крови выявляется повышение количества вируса, у пациента, дисциплинированно принимающего препараты, в первую очередь необходимо исключить устойчивость вируса к одному или нескольким применяемым лекарствам. Для этого также существует специальный тест. При подтверждении резистентности ВИЧ показана смена схемы терапии с учетом того, к каким препаратам вирус по-прежнему чувствителен, а к каким – приобрел устойчивость, и их применение нецелесообразно.

Mask_Group (4).png

Также вирусная нагрузка может вновь повышаться у пациентов, которые бросают прием антиретровирусных препаратов. В такой ситуации те самые копии вируса, которые сохранялись в организме внутри клеток и никак себя не проявляли, начинают активно размножаться. Как правило, в этом случае рост количества вируса происходит довольно быстро, и параллельно начинается снижение CD4-лимфоцитов. У таких пациентов (особенно при неоднократных перерывах в приеме АРТ) повышается также риск развития устойчивости ВИЧ, так как не все лекарственные препараты выводятся с одинаковой скоростью, что может привести к вынужденной «монотерапии» и развитию резистентности к тому препарату, период полужизни которого в организме больше остальных. Таким пациентам остается лишь пожелать найти способ принимать препараты без перерывов - обсудить с лечащим врачом возможность смены схемы в случае наличия побочных эффектов или неудобного графика приема, выработать привычку ежедневного приема лекарств в одно и то же время, и осознать важность данного лечения для сохранения жизни и здоровья на долгие годы.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич