22.08.2022

Некоторые соображения на тему того, что сейчас делать.

Спойлер: никто точно не скажет, но сидеть сложа руки — не наша тема. Только по официальной статистике в России около 30 тысяч вновь выявленных случаев Covid-19. Все мы понимаем, как работает официальная статистика. Но вот уже и к ветеринару не попадешь, и на маникюр не сходишь — все вокруг на больничном, и ты сам на больничном, но только и успеваешь лечить родственников и знакомых по телефону.

Да, этот вариант вируса как будто не такой страшный и жуткий, им можно переболеть бессимптомно или супер легко, а что будет потом — вы знаете? Субвариантами Омикрона можно болеть одним за другим — вот так они ловко уходят от иммунной защиты, сформированной в результате прошлой болезни.

Вкаких случаях есть риск заболеть

Вернемся к факторам риска, при наличии которых человек может не только тяжело переболеть, но и умереть, а также имеет гораздо более высокие шансы получить осложнения. Не сейчас (чуть позже).

Эти факторы риска мы уже публиковали:

1. Возраст 65+;
  2. Бронхиальная астма и хронические заболевания легких (легочная гипертензия, эмболия, бронхоэктатическая болезнь, ХОБЛ);
  3. Онкологические заболевания;
  4. Цереброваскулярная болезнь;
  5. Хроническая болезнь почек;
  6. Хронические болезни печени (НАЖБП, аутоиммунные гепатиты, цирроз, алкогольная болезнь печени);
  7. Кистозный фиброз;
  8. Диабет 1 и 2 типа;
  9. Сердечная недостаточность, кардиомиопатии, ишемическая болезнь сердца, гипертония;
  10. ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С;
  11. Ментальные расстройства;
  12. Неврологические нарушения вплоть до деменции;
  13. Избыточный вес/Ожирение (ИМТ более 30кг/м2);
  14. Беременность и состояние после беременности;
  15. Первичные иммунодефициты;
  16. Трансплантация солидных органов или костного мозга;
  17. Туберкулез;
  18. Применение глюкокортикостероидов и иммунодепрессантов;
  19. Отсутствие физической активности и курение, употребление наркотических препаратов;
  20. Талассемия, серповидно-клеточная анемия.

Самое простое, что можно сделать — это носить маски. Медицинские маски, мытье рук, санитайзеры — хотя и не было официального распоряжения. А лучше вообще респираторы 2 класса защиты (FFP2 c клапаном или без) — они доказано снижают риск заражения, недавно Швейцарцы опубликовали исследование в пользу респираторов.

Вакцинация — неотъемлемая часть защиты от коронавируса

Далее — вакцинация/ревакцинация. Просто в голове не укладывается, что есть еще люди, не привитые против Covid-19. Но тем не менее:

1. Если вы не привиты, пора это сделать (если нет противопоказаний). Единственная российская вакцина с доказанной эффективностью — Спутник V, он же Гам-Ковид-Вак 1 и 2 этапы. Если не прививаться российской вакциной — это принципиальная позиция — прививайтесь импортной, Файзер, Модерна, Джонсон, Новавакс, АстраЗенека — все они ждут вас, было бы желание.
  2. Если только привиты и прошло более 6 и даже 12 месяцев — ревакцинация. Лайт или повторно 2 дозы Спутника V — раньше в решении этого вопроса мы опирались на наличие факторов риска — условно, чем больше факторов риска тяжелого течения, тем больше доз лучше сделать. Сверяйтесь со списком выше. Для ревакцинации можно использовать импортные вакцины (если есть возможность) и по результатам исследований мы знаем, что гетерогенный иммунитет после комбинации вакцин лучше. Можно сделать также 2 дозы или одну в качестве бустера.
  3. Если привиты и ревакцинированы Лайтом (а Спутник Лайт = Спутник V 1 этап), то, по-хорошему, ревакцинацию провести в 2 этапа. Во-первых, это необходимо, потому что векторы в двух этапах это разные векторы, разные аденовирусы, и если постоянно буститься Лайтом или первым этапом, то антитела к самому аденовирусу 26 серотипа (вектору из 1го этапа) в конце концов не дадут первому компоненту сработать. Во втором этапе вектор — аденовирус серотипа 5, и антитела к первому вектору никак не помешают ему выполнить свою функцию. Во-вторых, сроки вакцинации можно немного продлить и делать второй этап уже как полноценный бустер через 3–5 месяцев после первого этапа. Минздрав дал добро на это в 12 пересмотре своих рекомендаций.

Вакцинация — самый верный способ защититься от коронавируса COVID-19

Если есть строгие противопоказания к вакцинации или иммунокопрометирующие состояния, на фоне которых вакцинация просто неэффективна, стоит обратить внимание на зарегистрированный в Росии и уже успешно применяемый в качестве доконтактной профилактики препарат Эвушелд (Evusheld ориг.). Состоит он из комбинации двух моноклональных антител тиксагевимаб и цилгавимаб и обеспечивает защиту организма на 6 месяцев после введения (по результатам исследований).

Если всё-таки заболели

Если все же, несмотря на все старания — вплоть до полной изоляции от этого нестабильного общества —, вы заболели, то тактика действий зависит от ваших факторов риска и вакцинального анамнеза.

Если вы привиты и ревакцинированы менее года назад, то лечимся симптоматически и наблюдаем за своим состоянием как обычно: пьем много жидкости, ходим по дому, проветриваем помещение, при температуре выше 38,5С принимаем НПВП (парацетамол, ибупрофен, нимесулид и т. п.). При боли в горле — полощем горло, при заложенности носа/насморке — промываем нос, применяем сосудосуживающие капли. Да, болеть неприятно, но все, что могли для обеспечения своей безопасности, вы уже сделали. При наличии сопутствующих заболеваний и приеме препаратов для их лечения необходимо продолжать их прием. Ни в коем случае не прерывать.

А вот если так получилось, что вы не привиты, или привиты очень давно (более 1 года назад), а у вас еще и куча пунктов из списка про факторы риска совпадает, то просто симптоматическим лечением будет сложно справиться. Время не стоит на месте, и у нас в пользовании уже есть настоящие противовирусные препараты — это Миробивир (аналог Паксловида) и Эсперавир (аналог Лагеврио, хотя у нас есть и то, и то).

Начинать курс приема необходимо в течение 5 дней после начала симптомов. Продолжительность —  также 5 дней. Необходимо завершить полный курс. А вот выбор препарата лучше оставить врачу — у Миробивира эффективность выше, но больше межлекарственных взаимодействий, все нужно тщательно контролировать. У Эсперавира взаимодействий не так много, но и эффективность почти в 3 раза ниже.

В общем, кому-то эта статья точно пригодится)
А если и нет — проходите мимо, но, главное, не болейте и не заражайте всех вокруг, берегите себя и своих близких.  Хочется верить, что когда-нибудь это все прекратится, ну а пока вот уже без 4 месяцев 3 года мы живем в абсолютно новой реальности.

Список источников и документов: