11.12.2020

Жидкостная онкоцитология или мазок по Папаниколау в Москве

Мазок по Папаниколау на ВПЧ (Пап-тест) в гинекологии

Мазок на онкоцитологию ВПЧ (мазок по Папаниколау, Пап-тест в гинекологии, анализ Папаниколау, скрининг на рак шейки матки, мазок на цитологию, мазок на атипичные клетки) — ведущий скрининговый метод диагностики заболеваний шейки матки, позволяющий оценить состояние ее слизистой оболочки, наличие фоновых изменений эпителия, а также атипичных, предраковых клеток и рака шейки матки.

«Золотым стандартом» цитологической диагностики рака шейки матки в мире является жидкостная онкоцитология — модифицированный метод цитологического мазка, когда биоматериал перемещают не на стекло, как делали раньше, а целиком, вместе с цитощеткой, в контейнер с жидкостной средой. После этого специальным методом состав отмывается от элементов, затрудняющих цитологическую диагностику (слизи, лейкоцитов, эритроцитов, детрита, элементов воспаления), и образец подвергается микроскопическому изучению.

Немаловажно, что врачу-цитологу при этом поступает 100% собранного материала! Это делает исследование более корректным. Повышение точности цитологической диагностики при выполнении жидкостного Пап-теста на ВПЧ достигают за счёт преодоления всех погрешностей, связанных с приготовлением мазка.

Преимущества мазка по Папаниколау

Преимущества этого метода в том, что его чувствительность значительно превышает традиционный мазок на стекло и составляет 98%. Все это делает цитологическое исследование мазков по методу Папаниколау более информативным, а заключение — достоверным. В результате уменьшается доля ложноотрицательных результатов цитологического исследования, которое проводится в клинике H-Clinic, и значительно повышается надежность диагностики заболеваний шейки матки, в целом.

Ведущим фактором развития рака шейки матки является наличие онкогенных типов вируса папилломы человека в эпителии шейки (в 99,7% случаев рака шейки матки из образцов опухолей выделяли ДНК папилломавирусов). В связи с этим в настоящее время используют сочетанный жидкостной Пап-тест на ВПЧ, который позволяет оценить не только состояние шейки матки на клеточном уровне, но и выявить наличие папилломавирусов, с указанием их типа и вирусной нагрузки, ведь именно от неё зависит активность вируса и степень риска.

С помощью молекулярно-биологических методов идентифицируют более 100 серотипов вирусов папилломы человека, но к вирусам онкогенного риска в настоящее время относят не менее 19 типов:

• 16, 18 типы — самые онкогенные, 70% от всех случаев выявленной онкологии;
  • 31, 33 — также относятся к папилломавирусам высокого риска;
  • 30, 35, 39, 45, 52, 53, 56, 58 типы — среднего риска;
  • 6, 11, 40, 42, 43, 44, 61 типы — низкого риска.
Типы вируса папилломы человека

На протяжении длительного времени рак шейки матки стабильно занимает 5-е место в структуре онкологической заболеваемости женщин России. В 2018 году было выявлено 17766 случаев. Причем с годами темп роста случаев этой онкологии только набирает обороты. За 10 лет показатель вырос на 4,47% процента и средний уровень прироста составил около 2,19% в год. В том же 2018 году от рака шейки матки умерли 6392 женщин. Более того, четко прослеживается рост смертности в возрастной группе среди женщин 35-59 лет.

Тем самым, картина складывается более, чем печальная: ежедневно мы теряем 17 молодых женщин от рака шейки матки. Весь цивилизованный мир на протяжении более 15 лет вакцинирует свое население против ВПЧ, критически снижая риски развития этого заболевания (вакцинация против вируса папилломы человека в более 100 странах мира входит в национальный Календарь прививок).

В России вакцина вводится по желанию пациентки (или согласию матери девочки), в список обязательной вакцинации (национальный Календарь прививок она пока не включена.

Учитывая этиологический фактор рака шейки матки, цифры заболеваемости и смертности в России, трудно переоценить вакцинопрофилактику папилломавирусной инфекции. Вакцинация устраняет первопричину, а скрининг снижает не только смертность, но и заболеваемость раком шейки матки, так как благодаря современным методам диагностики врач может выявить не только фоновые процессы, которые могут привести к раку, но и диагностировать предраковые состояния и вовремя провести необходимое лечение инфекционного заболевания.

Показания к Пап-тесту в гинекологии

По современным рекомендациям, скрининг рака шейки матки необходимо начинать в течение первого года с момента начала половой жизни, но не позднее 21 года.

Женщины в возрасте от 21 до 29 лет должны проходить скрининг не реже, чем 1 раз в 3 года только с помощью цитологического исследования (при условии, если результаты 3-х последовательных мазков без атипичных и интраэпителиальных изменений). Женщины в возрасте от 30 до 65 лет должны проходить сочетанный цитологический скрининг плюс скрининг на ВПЧ — типирование не реже одного раза в 1-5 лет или не реже, чем каждые 1-3 года, если скрининг включает только цитологическое исследование (также при наличии 3-х последовательных отрицательных мазков на цитологию (Пап-тест) и на ВПЧ).

Скрининг у женщин старше 65 лет по рекомендациям можно прекратить:

• если имеется три и более зарегистрированных последовательных отрицательных результата за последние 10 лет;
  • при отрицательном анализе на ВПЧ;
  • отсутствии отягощающих факторов:
    — заболевания шейки матки в анамнезе;
    — иммунокомпрометирующие заболевания или состояния, например, наличие ВИЧ-инфекции, тяжелые аутоиммунные заболевания;
    — трансплантация или химиотерапия в анамнезе.

ВИЧ-позитивным женщинам необходимо сдать Пап-тест в ближайшее время после постановки диагноза. Также скрининг женщинам с ВИЧ-инфекцией необходимо начинать в течение первого года с момента начала половой жизни, независимо от способа передачи ВИЧ-инфекции, но не позднее 21 года.

Далее, при отрицательном Пап-тесте (отсутствии интраэпителиальных и/или злокачественных изменений), следующий анализ по Папаниколау с расшифровкой результатов теста должен проводиться не реже, чем через 6-12 месяцев.

Если результаты 3-х зарегистрированных последовательных мазков без атипичных и эпителиальных изменений, повторные цитологические мазки должны проводиться не реже, чем через 3 года.

Далее, при отрицательном ПАП-тесте (отсутствии интраэпителиальных и/или злокачественных изменений), следующий мазок по Папаниколау должен проводиться не реже, чем через 6-12 месяцев.

Сочетанное ВПЧ-ПАП тестирование, по данным современных рекомендаций, необходимо проводить у женщин с 30 лет и старше.

Также по рекомендациям, при отрицательном ПАП-тесте и анализе на ВПЧ-инфекцию, женщинам старше 30 лет допустимо проходить ВПЧ-ПАП тест каждые 3 года.

При отрицательном ПАП-тесте, но наличии папилломавирусной инфекции (за исключением 16 или 16/18 типов), женщинам с ВИЧ-позитивным статусом необходимо проходить жидкостной ВПЧ-ПАП тест не реже 1 раза в 12 месяцев.

Женщины с ВИЧ-позитивным статусом должны проходить скрининг на онкоцитологию и ВПЧ-типирование на протяжении всей жизни.

При обнаружении ВПЧ 16 или 18 типов и/или атипичных эпителиальных изменений, необходимо проведение кольпоскопии — визуально изучить эпителий шейки матки при 7,5–40-кратном увеличении. Правильно оцененная кольпоскопическая картина позволяет выявить зону поражения и выполнить прицельную биопсию подозрительного участка шейки матки. В дальнейшем, после получения гистологического результата, врач принимает решение о дальнейшей тактике и алгоритме ведения и лечения ВПЧ и/или рака.

Окрашивание мазка на ВПЧ по Папаниколау

Окрашивание по Папаниколау

Как подготовиться к тестированию

Подготовка к сдаче мазка на цитологию по Папаниколау из шейки матки проста и не составит трудностей:

• Не рекомендуется сдавать ПАП-тест во время менструации и не позднее, чем за 5 дней до неё;
  • Исключить половую активность в течение 48 часов до исследования;
  • Не проводить в течение 24 часов до исследования УЗИ с вагинальным доступом;
  • Не следует применять вагинальные формы медикаментов/средств в течение 24-48 часов до исследования;
  • Не рекомендуется сдавать ПАП-тест при наличии инфекций, передаваемых половым путём, нарушения микрофлоры и воспалении слизистой влагалища, а также во время лечения перечисленных заболеваний.

Всегда следует помнить, что существует вероятность ложноотрицательных цитологических результатов ПАП-теста, поэтому очень важно регулярно проводить повторные исследования и соблюдать рекомендации вашего врача — гинеколога.

Стоимость мазка по Папаниколау (ПАП-теста) в Москве

Цены на жидкостный ПАП-тест и другие исследования с расшифровкой вы можете уточнить по телефону +7 (499) 588-84-25. Сдать мазок можно в любое удобное время, записавшись по указанному телефону к гинекологу инфекционной клиники H-Clinic. Регулярное прохождение такого тестирования способствует выявлению рака шейки матки на ранних стадиях, что помогает в эффективной борьбе с этим заболеванием.

Автор: врач-гинеколог Университетской клиники H-Clinic Юлия Сергеевна Рукавцова

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Данила Сергеевич Коннов .