10.12.2018
Можно ли с ВИЧ-инфекцией родить здорового ребёнка

ВИЧ-инфицированная женщина, которая соблюдает рекомендации врача и принимает противовирусные лекарства, с вероятностью 99% рожает здорового ребенка. Рассказываем, почему так происходит, и что для этого нужно.

Вирус иммунодефицита человека передается от матери к ребенку через плаценту, кровь и молоко. Поэтому малыш может заразиться в утробе, во время родов и кормления грудью.

Чтобы минимизировать риск, в Центре по контролю и профилактике заболеваний США рекомендуют:

• принимать противовирусные препараты на протяжении всей беременности;
  • давать младенцу профилактическую терапию в первые 4-6 недель жизни;
  • не кормить грудью и не пережевывать для ребенка пищу.

Благодаря этому вероятность передачи инфекции снижается до 1% или ниже.

Сейчас 90% детей, заразившихся ВИЧ от матери, живут в Африке, где низкий уровень медицины, нет противовирусных лекарств, а отказ от грудного вскармливания нередко приравнивается к голодной смерти. В развитых странах случаи заражения происходят редко.

Как при ВИЧ рожают здоровых детей

Самое главное — постоянно принимать противовирусные препараты. Дело в том, что для передачи инфекции требуется определённая концентрация вируса в крови. С помощью лекарств она снижается настолько, что риск заразить ребенка стремится к нулю.

Если вы планируете беременность, обязательно обратитесь к врачу-инфекционисту. Он назначит или скорректирует курс лечения ВИЧ-инфекции, расскажет, как принимать препараты. Врачи, которые консультируют пациентов с ВИЧ, работают в СПИД-центрах и некоторых частных клиниках. Например, беременных с ВИЧ-инфекцией ведут в H-Clinic.

Во время беременности вас будут наблюдать в двух больницах: женской консультации и СПИД-центре. Несколько раз вы сдадите кровь на CD4 и РКН ВИЧ — эти анализы показывают, как много копий вируса в крови, и насколько от этого страдает иммунитет. В идеале вирус не определяется, и риск заразить ребенка сводится к минимуму.

Ещё вы сдадите кровь на биохимический анализ и мочу — на общий анализ. Они покажут, как вы переносите беременность и терапию. В зависимости от результатов вам могут скорректировать курс лечения.

Женщины с ВИЧ рожают как естественным способом, так и с помощью кесарева сечения. Во время обычных родов ребенок может заразиться ВИЧ, если его слизистая соприкоснется с влагалищной жидкостью или кровью матери.

Поэтому обычные роды показаны только тем, у кого в конце беременности менее 1000 копий вируса в 1 мл крови. Выше содержание вируса может быть и у женщин, которые принимали противовирусные препараты — терапия действует, но может быть начата недавно или не давать необходимого результата.

Во время родов при помощи кесарева сечения ребенок не проходит через родовые пути, поэтому риск передачи инфекции ниже. Процедуру всегда назначают женщинам, у которых более 1000 копий вируса в 1 мл крови, тем, кто не принимал лекарства во время беременности или не обследовался. Окончательное решение — за врачом роддома.

Но не у всех врачей в государственных роддомах достаточно опыта для ведения пациенток с ВИЧ-инфекцией. Беременных, которые наблюдаются в H-Clinic, направляют в «правильные» роддома, где регулярно принимают роды у ВИЧ-инфицированных и следуют международным стандартам.

Источники:

1. ВИЧ и беременность. Обзор Всемирной организации здравоохранения.
  2. ВИЧ среди беременных женщин, младенцев и детей. Рекомендации Центра по контролю и профилактике заболеваний США.
  3. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», приказ Минздрава РФ.