Корь – одна из наиболее заразных вирусных инфекций, она передается воздушно-капельным путем. Длительное время уровень заболеваемости корью во всем мире был низким благодаря тому, что вакцинация против этого заболевания входит в Национальные календари профилактических прививок большинства стран. Таким образом, у большей части населения был достаточный уровень иммунитета.

В этом случае работает еще и коллективный иммунитет – когда нет достаточного числа восприимчивых к микроорганизму людей, даже если кто-то один заболевает, инфекция не распространяется дальше, цепочка передачи прерывается, и эпидемия не возникает.

Новые опасности XXI века

В последние четыре года, однако, эпидемическая ситуация по кори с каждым годом ухудшается. Все чаще регистрируются случаи заболевания и даже летальные исходы, вызванные этой болезнью.

В 2017г, по данным ВОЗ, корь вызвала около 110 000 смертей во всем мире. По предварительным подсчетам заболеваемость в 2019г возросла в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. Наиболее высокие цифры заболеваемости в европейском регионе регистрировались в Украине. В 2018г в этой стране заболели 1209 человек на 1 млн населения. В России эта цифра была намного меньше, но все равно существенно превышала аналогичные показатели предыдущих лет – 15.6 заболевших на 1 млн населения.

Такая неблагоприятная эпидемическая обстановка связана, в первую очередь, с отказами от вакцинации, и накоплением числа людей, восприимчивых к вирусу.
Стоит ли бояться прививки, в каком возрасте и сколько раз нужно вакцинироваться от кори? Давайте разберемся.

Прививки против КОРИ

Вакцина против кори используется с 60-х годов 20 века. Она содержит существенно ослабленный живой вирус, что делает ее очень эффективной. То есть у большинства (а именно у 97%) вакцинированных по стандартной схеме людей, вырабатывается достаточное количество антител для защиты от настоящей инфекции. Стандартная схема - это двукратное введение вакцины; у детей в 12 месяцев и 6 лет, у взрослых - с интервалом 3 месяца.

Mask_Group.png

В то же время неблагоприятные реакции на фоне прививки встречаются достаточно редко. Они включают боль в области инъекции и непродолжительное повышение температуры тела (обычно не более 37.5С). Как и при применении любых лекарственных препаратов, возможны индивидуальные аллергические реакции. Исследования показали, что риск синдрома Гийена-Барре, аутизма и воспалительных заболеваний кишечника не связан с противокоревой вакциной. Таким образом, прививка от кори является эффективным и достаточно безопасным методом профилактики этого серьезного заболевания.

Нередко используется комбинированная вакцина, которая, помимо кори, содержит антигены краснухи и свинки (эпидемического паротита). Она также доказала свою эффективность и безопасность в многочисленных исследованиях.

Национальный календарь профилактических прививок

Согласно Национальному календарю профилактических прививок, который был обновлен в 2016г, прививке от кори подлежат дети; а также взрослые до 35 лет, если они ранее не были привиты (или привиты только однократно), не болели или не имеют сведений о вакцинации. В список лиц, которым необходима прививка от кори, вошли также и взрослые от 36 лет до 55 лет из групп риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации) в тех же ситуациях – отсутствие вакцинации, однократная вакцинация, отсутствие перенесенного заболевания и сведений о прививках.

Если сравнить Национальный календарь профилактических прививок в нашей стране и американские рекомендации по вакцинации против кори, то увидим, что они во многом совпадают. Небольшие отличия заключаются в том, что в США рекомендуют проводить вакцинацию даже еще более пожилым пациентам. Также в рекомендациях Центра по Контролю за Заболеваемостью США есть четкие сведения о том, в каких случаях можно проводить вакцинацию против кори пациентам с ВИЧ, а в каких – нельзя. Прививка от кори противопоказана ВИЧ-инфицированным при количестве CD4-лимфоцитов менее 200 клеток в микролитре до их стойкого повышения больше этой цифры. Во всех остальных случаях наличие ВИЧ-инфекции не является препятствием для проведения вакцинации.

Нужна ли вам прививка от КОРИ?

Существует один простой способ для того, чтобы уточнить необходимость в прививке от кори для каждого конкретного взрослого пациента – анализ на уровень противокоревых антител. Если их количество (титр) достаточно для защиты от инфекции, то беспокоиться не о чем; если же титр снижен, необходимо пройти вакцинацию. К возможным тяжелым осложнениям этой инфекции относятся:

• развитие острого и подострого воспаления головного мозга,
  • смерть от легочных осложнений
  • смерть от неврологических осложнений

Риски этих осложнений существенно превышают риск побочных реакций на прививку.

Что делать если у вас был контакт с инфицированным?

Все вышесказанное относится к плановой профилактике кори. В случае же контакта с человеком, заболевшим корью (помним, что риск заражения при отсутствии иммунитета очень высокий), необходима экстренная вакцинация в случае, если человек не был ранее привит (или привит только однократно), не болел или не имеет сведений о вакцинации.

Возникает резонный вопрос: можно ли в этом случае проверить свой уровень иммунитета, сдав анализ на антитела к кори, и только потом определиться с необходимостью вакцинации. К сожалению, сроки, которые требуются для проведения анализа, обычно превышают время, в течение которого необходимо провести срочную профилактику. Поэтому если нет точных сведений о вакцинации или уровне антител, нужно сделать прививку. Этим вы обезопасите и себя, и окружающих вас людей.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.