17.11.2021

Вакцинация от менингококковой инфекции при ВИЧ-положительном статусе

Совсем недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о том, что менингит «остается серьезной проблемой глобального общественного здравоохранения». Это опасное заболевание могут вызывать бактерии, вирусы, грибки и даже паразиты. Но одной из основных причин бактериального менингита остается менингококковая инфекция, которую можно предупредить благодаря своевременной вакцинации. Рассказываем о прививках против менингококка у людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.

Чем опасна менингококковая инфекция

Менингококк чаще всего передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Проявления менингококковой инфекции разнообразны: от легких и средних (бессимптомное носительство и назофарингит), до тяжелых и летальных — менингит и менингококковый сепсис (менингококцемию).

Наиболее частые симптомы менингококкового менингита:

• высокая температура;
  • головная боль;
  • боль и скованность мышц шеи.

Также могут встречаться такие симптомы, как тошнота, рвота, светобоязнь, спутанность сознания.

К симптомам менингококцемии относят следующие проявления:

• высокая температура;
  • рвота;
  • сильные боли в мышцах;
  • суставах;
  • груди или животе;
  • одышка;
  • диарея;
  • при тяжелом течении на коже появляются кровоизлияния.

Если вовремя не начать лечение, бактериальный менингит приводит к гибели. По статистике, это почти половина пациентов, поэтому при появлении вышеописанных симптомов стоит неотложно обратиться за медицинской помощью. Для лечения менингококковой инфекции используются антибиотики.

Каждый пятый человек, переживший эпизод бактериального менингита, может иметь длительные осложнения, включая потерю слуха, судороги, слабость конечностей, проблемы со зрением, речью, памятью. Одним из последствий менингококкового сепсиса может стать некроз пальцев рук и ног, мочек ушей, кончика носа.

Какие вакцины существуют против менингококковой инфекции

Вакцины против менингококковой инфекции доступны уже много лет. Менингококк имеет 12 серогрупп. Большинство менингитов вызывают штаммы: A, B, C, W, X и Y.

ВОЗ выделяет вакцины трех типов:

• Конъюгированные вакцины
    Обеспечивают длительный иммунитет, предотвращают бессимптомное носительство. Доступны в различных формах: моновалентные вакцины (серогруппа А или С), четырехвалентные вакцины (серогруппы A, C, W, Y), комбинированные (серогруппа C и Haemophilus influenzae (гемофильная инфекция — примечание редактора) типа b).
  • Белковые вакцины
    Против серогруппы B. Защищают от менингита в любом возрасте, но не предотвращают носительство и передачу.
  • Полисахаридные вакцины
    Безопасны и эффективны для вакцинопрофилактики у детей и взрослых, но формируют недолговечную защиту, поэтому их применение не приводит к формированию коллективного иммунитета.

Менингококковая вакцина для ВИЧ-позитивных взрослых

Для людей, живущих с ВИЧ, менингококковая инфекция может быть крайне опасна, особенно для ЛЖВ с высокой вирусной нагрузкой и низким уровнем клеток CD4.

CDC рекомендует ВИЧ-позитивным взрослым получить две дозы вакцины от менингита (серогруппы A, C, W, Y, это вакцины Menactra или Menveo) с интервалом не менее 8 недель. Бустерную дозу вакцины рекомендуют повторять каждые 5 лет.

Эти рекомендации звучат в протоколе по профилактике и лечению оппортунистических инфекций у взрослых и подростков с ВИЧ департамента здравоохранения и социальных служб США. В документе также отмечается, что для людей, живущих с ВИЧ, риск менингококкового менингита до 24 раз выше, чем для ВИЧ-отрицательных людей. Кроме того, отмечается, что в США вспышки менингококкового менингита были зарегистрированы среди мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ): как с ВИЧ, так и без него. Поэтому МСМ следует обратить особое внимание на необходимость вакцинации от менингококка.

Подросткам и молодым людям с ВИЧ в возрасте 16–23 лет для краткосрочной защиты от большинства штаммов менингококковой инфекции серогруппы B врач может рекомендовать вакцину Bexsero либо Trumenba. Особое внимание на прививку от менингококка группы В стоит обратить людям, у которых ВИЧ сочетается с функциональной или анатомической аспленией (потерей функциональности селезенки).

Immunization Action Coalition также советует ВИЧ-позитивным людям побеседовать с врачом по поводу иммунизации вакциной MenB в случае, если у них имеется патология селезенки и ряд других тяжёлых заболеваний.

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист