15.07.2019

Сделалть прививку против герпеса в Москве

Инфекция, вызванная вирусами простого герпеса 1 и 2 типа, чрезвычайно широко распространена на планете. По оценкам ВОЗ, 3,7 миллиарда человек младше 50 лет (67% всего населения) имеют герпесвирусную инфекцию 1 типа и 417 миллионов (11%) в возрасте 15–49 лет заражены герпесвирусом 2 типа. Вирус герпеса 1 типа передается преимущественно при оральных контактах, 2 тип чаще передается половым путем.

Заражение вирусом герпеса

Первичное заражение может протекать как с проявлениями в виде сыпи в месте проникновения вируса (в области лица или гениталий), так и совсем без симптомов. В то же время могут присутствовать общие проявления, как при других острых вирусных инфекциях: повышение температуры тела, ломота в мышцах, слабость. После первичного заражения инфекция обычно приобретает скрытое течение, то есть вирус окончательно не покидает организм, а продолжает находиться в локальных нервных ганглиях (скоплениях нервных клеток).

Иногда вирус может начать вновь размножаться — возникает рецидив болезни, что нередко вызывает новую волну высыпаний. Рецидив может протекать атипично: с общими проявлениями (боли в местах прошлых высыпаний, повышение температуры тела), а может — бессимптомно. В случае активного размножения вируса в организме человек может являться источником инфекции. Вирус герпеса 1 типа чаще вызывает лабиальный герпес, а герпесвирус 2 типа — генитальный, однако возможна и обратная ситуация. Частота повторных обострений выше при инфицировании вирусом герпеса 2 типа.

Лечение герпеса

Неприятная особенность герпетической инфекции — периодически возникающие рецидивы. Рецидивы существенно снижают качество жизни человека. Уровень дискомфорта обычно зависит от частоты рецидивов, выраженности их клинических проявлений и интенсивности сексуальной жизни каждого конкретного пациента. От этого зависит и подход к терапии хронической герпетической инфекции.

Возможная тактика:

• Поддерживающая терапия;
  • Периодическая противовирусная терапия;
  • Постоянная подавляющая противовирусная терапия;
  • Применение вакцинопрофилактики;
  • Поддерживающая симптоматическая терапия включает в себя местное лечение солевыми ванночками и вазелином.

Пероральный прием ацикловира, фамцикловира и валацикловира во время обострений уменьшает продолжительность и выраженность симптомов при рецидивах. В среднем, высыпания регрессируют на 1–2 дня быстрее при приеме лекарств.

При постоянном приеме противовирусных препаратов по крайней мере в течение 18 месяцев не было отмечено существенных побочных эффектов. У части пациентов такая схема приводила к уменьшению частоты рецидивов. Однако некоторые пациенты не отметили улучшения, несмотря на длительную терапию. К тому же, с течением времени повышается число сообщений о резистентности вируса к препаратам.

Прививка против герпеса

Попытки разработки вакцины против герпеса были предприняты еще в 1930 году. Вакцины были оценены как профилактические и терапевтические. Профилактические вакцины предотвращают заражение и/или не допускают развитие заболевания, в то время как терапевтические вакцины минимизируют тяжесть заболевания и/или предотвращают рецидивы у уже инфицированных пациентов.

На настоящий момент в мире активно исследуются вакцины против герпеса с различным механизмом действия. Но все они находятся на ранних стадиях испытания. Таким образом, вакцины, способные предотвратить заражение, пока не зарегистрированы.

Существующая в нашей стране вакцина, которая содержит инактивированные вирусы герпеса 1 и 2 типов, является лечебной. Она используется в клинической практике с 1985г., и за это время успела хорошо себя зарекомендовать. К сожалению, клинические исследования по испытанию вакцины проводились только в нашей стране, и доказательная база ее эффективности не особенно обширная. Однако опыт применения показывает, что курс прививок против герпеса позволяет улучшить качество жизни у большинства пациентов, страдающих от выраженных проявлений и/или частых рецидивов инфекций, вызванных вирусами простого герпеса. Механизм действия заключается в усилении специфического иммунного ответа самого организма на фоне введения антигенов вируса. Для уменьшения частоты рецидивов необходимо пятикратное введение прививки с интервалом в 7–10 дней. С целью профилактики рецидивов инфекции проводят два курса вакцинации от герпеса в год в период отсутствия острых проявлений вирусного заболевания. Чтоюы сделать прививку против герпеса, вы можете записаться к врачу-инфекционисту в нашу клинику.

Автор:
Врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.
врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич