28.09.2021

revakcinaciya-koronavirus.jpg

Необходимость ревакцинации от коронавируса (COVID-19) вызывает множество вопросов. Зачем необходимо делать вторую прививку, какая используется вакцина и чего от неё ждать — отвечают специалисты клиники инфекционных заболеваний H-Clinic в Москве.

Частые вопросы о ревакцинации и ответы на них

Зачем нужна ревакцинация?

Ревакцинация от COVID-19, так же как и сама вакцинация, необходима для создания необходимой защиты от вируса. Опытным путем, на примере стран с подавляющей долей привитого населения, было показано, что несмотря на очевидную пользу массовой вакцинации (уменьшение количества тяжелых случаев заболевания, госпитализации, смертности), ее эффективность снижается с течением времени, и количество заболевших/госпитализированных/погибших пациентов с новой коронавирусной инфекцией, к сожалению, снова начинает расти.

Повторная вакцинация, как и первичная вакцинация после самой болезни, помогают иммунной системе «вспомнить», как выглядит вирус, а значит, в случае его атаки, мобилизация иммунного ответа против вируса происходит быстрее, и риски тяжелого течения и летального исхода снижаются.

Если нужно ревакцинироваться, значит вакцина не работает?

Нет, необходимость ревакцинации после прививки от коронавируса не означает, что вакцина не работает. К сожалению, иммунный ответ против коронавирусной инфекции не пожизненный, и он постепенно снижается с течением времени — как после болезни, так и после вакцинации. В настоящий момент нет ни одного теста, который мог бы доподлинно указать на необходимость ревакцинации у конкретного человека. Полное отсутствие антител может служить свидетельством низкой эффективности вакцины у отдельного человека, но точного титра антител, который мог бы гарантировать полную защиту или же, наоборот, указывать на срочную необходимость ревакцинации, к сожалению, не существует.

Какими вакцинами можно ревакцинироваться?

В настоящий момент в Российской Федерации сделать ревакцинацию от коронавируса можно любой из уже имеющихся зарегистрированных вакцин отечественного производства. Новой в данном списке является вакцина Спутник Лайт. По своей сути Спутник Лайт — это первый компонент вакцины Спутник V (рекомбинантный аденовирус человека 26 серотипа (rАd26)), но в связи с юридическими процедурами и необходимостью дополнительного производства только одного компонента вакцины возникла потребность отдельной регистрации препарата. Вакцина Спутник Лайт, в первую очередь, предусмотрена для людей, уже прошедших полный курс вакцинации от новой коронавирусной инфекции, а также для тех, кто ею переболел.

Всем ли нужно ревакцинироваться и вакцинироваться после болезни?

С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения для достижения уровня коллективного иммунитета населения, следует проводить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям спустя 6 месяцев после перенесенного заболевания (в том числе у ранее вакцинированных лиц) или спустя 6 месяцев после предыдущей первичной вакцинации. На данным момент ревакцинация так же, как и вакцинация, показана всем взрослым людям старше 18 лет за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания.

Что известно о вакцине Спутник Лайт?

Согласно официальной инструкции к вакцине Спутник-Лайт, беременность входит в список противопоказаний к вакцинации, что отличает данную вакцину от двухкомпонентного Спутника V. Кроме того, присутствуют особые указания на то, что у пациентов, получающих иммуносупрессивную терапию, и пациентов с иммунодефицитом может не развиться достаточный иммунный ответ. В связи с этим пациентам с иммунодефицитами, включая пациентов с ВИЧ-инфекцией, предпочтительно проводить вакцинацию и ревакцинацию двумя дозами любой из зарегистрированных ранее вакцин с подтвержденной эффективностью.

Если нужно ревакцинироваться всего лишь через полгода после первичной вакцинации, значит ли это, что теперь нам нужно будет проводить ревакцинацию регулярно?

Коронавирус, вызывающий COVID-19, продолжает мутировать, и темпы его мутации напрямую связаны с его распространением в популяции — чем больше людей поражает вирус, тем больше он размножается и тем больше мутирует. Массовая вакцинация, в числе прочего, способствует и снижению темпов мутации вируса, но, к сожалению, пока что темпы вакцинации во всем мире сильно отстают от темпов распространения вируса и его изменчивости. С высокой вероятностью мы не сможем побороть вирус в ближайшее время, а значит и ревакцинироваться придется снова, и, возможно, еще не один раз. В данном случае вакцинация — это значительное снижение риска заболеть, умереть и заразить других людей, в первую очередь, самых близких. Пандемия новой коронавирусной инфекции — это новая реальность, с которой нам приходится учиться жить. Нам всем хотелось бы забыть о постоянных тестированиях, дистанцировании, масках и вакцинации, но у вируса свои планы на наш счет. Вакцинация на данный момент — это единственная мера, которая может помешать этим планам.

Говорят, что вакцина не очень хорошо защищает от нового дельта-штамма коронавируса, а если так, то как тогда ревакцинация той же самой вакциной сможет меня защитить?

Эффективность разработанных к настоящему моменту вакцин против новых штаммов коронавируса действительно ниже, об этом свидетельствует множество исследований, проведенных учеными в разных странах мира. Исследование случай-контроль, проведенное в Санкт-Петербурге при участии более 13 тысяч пациентов, показало, что вакцина Спутник V снижала на 81% необходимость госпитализации и на 91,6% количество симптоматических случаев COVID-19.

Было отмечено, что несмотря на высокий охват вакцинацией в Израиле, количество новых случаев заболевания стало стремительно расти с приходом в страну нового дельта-штамма коронавируса, и более половины из вновь заболевших составляют привитые люди. При этом заболевание у полностью вакцинированных пациентов протекало гораздо благоприятнее. Предварительные результаты исследования, проведенного израильскими учеными, показывают, что риск заболеть увеличивается с течением времени, прошедшим с момента вакцинации. В связи с этим, несмотря на некоторое снижение эффективности иммунного ответа на дельта-штамм, вакцины все равно остаются высокоэффективными в защите от тяжелого течения и смерти, а значит польза от их применения более чем очевидна.

Можно ли вакцинироваться одним типом вакцины, а ревакцинацию проводить другим? Не опасно ли это?

Данных об опасности подобного варианта вакцинации в настоящее время не получено. Нашими зарубежными коллегами проводились неоднократные исследования по комбинированной вакцинации двумя разными вакцинами в рамках одного курса, и результаты свидетельствуют о более высокой эффективности данной режима. В России подобные исследования c использованием нескольких отечественных вакцин пока не проводились, но уже доступны предварительные данные о комбинированной вакцинации российской вакциной Спутник V и иностранной вакциной AstraZeneca — результаты свидетельствуют о высокой иммуногенности и высокой эффективности подобной комбинации.

Как убедиться в том, что ревакцинация работает?

В настоящее время мы не рекомендуем сдавать анализ на уровень антител к коронавирусу после вакцинации, что вполне согласуется с международной практикой. Пока неизвестен минимальный защитный титр антител к вирусу, предполагается, что такого уровня может вообще не существовать, так как иммунный ответ к коронавирусу многогранен и формируется не только из уровня антител, но и клеточного компонента иммунной защиты. В связи с этим оценить эффективность ревакцинации возможно, ориентируясь на эпидемиологические данные — повторная вакцинация должна существенно снизить количество вновь заболевших/госпитализированных/погибших пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

После ревакцинации у меня мало антител, значит ли это, что вакцина не сработала?

Нет, не значит. Уровень вырабатываемых антител сильно отличается у разных людей. Отсутствие антител после вакцинации не всегда свидетельствует о недостаточной защите против вируса, равно как и высокий титр антител после прививки не всегда говорит о том, что вы полностью защищены. Наши знания о коронавирусной инфекции и об иммунитете после болезни и после вакцинации постоянно обновляются, и, возможно, в ближайшем будущем мы будем владеть более полной информацией.

Я провел полный курс вакцинации, но все равно заболел. Получается, что в моем случае вакцина не сработала. Зачем мне тогда ревакцинироваться?

Даже если после вакцинации человек все же заболел коронавирусной инфекцией, то это не значит, что вакцина не сработала. Вакцина способна защитить большое количество людей от тяжелого течения болезни и смерти, и это уже спасло миллионы жизней на планете. Вы никогда не сможете узнать, насколько тяжело болели, если бы не вакцинировались или не провели ревакцинацию. Данные крупных клинических исследований неоспоримо доказывают, что одна из основных задач ревакцинации — защита от тяжелого течения и смерти, успешно решается.

После вакцинации у меня было очень плохое самочувствие, значит ли это, что на ревакцинацию мой организм отреагирует так же?

Такая вероятность существует, но с уверенностью сказать, что побочные реакции после повторной вакцинации будут такими же, как и при первичной вакцинации, невозможно.

Где можно сделать ревакцинацию от коронавируса?

Вакцинацию и ревакцинацию от коронавируса в Москве зарегистрированными в РФ вакцинами можно пройти в H-Clinic и в рамках консультации обсудить все возможные вопросы с нашими докторами, которые внимательно следят за всей актуальной информацией по COVID-19, участвуют в клинических исследованиях и обладают большим опытом ведения пациентов как в профилактике, так и в лечении коронавируса. Записаться и узнать стоимость ревакцинации от коронавируса Спутником Лайт, в том числе после прививки и перенесенного заболевания, можно по телефону +7 (495) 120-42-12.

Автор:
Врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic
Каринэ Симоновна Дарбинян

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист
Коннов Данила Сергеевич
.

Источники:

1. The arrival of Sputnik V
  2. https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2021.08.27.21262679v1
    Исследование по бустерным дозам Пфайзера из Израиля
  3. https://www.thelancet.com/journals/laninf/article/PIIS1473-3099(21)00075-X/fulltext