04.12.2019

Прививка от дифтерии и столбняка в Москве

К сожалению, мало кто знает, что вакцинация необходима не только в детстве, но и взрослому населению. Терапевтам поликлиник не всегда хватает времени и сил напомнить взрослым пациентам о необходимости вакцинации или ревакцинации против некоторых инфекций. Прививка против дифтерии и столбняка как раз и относится к тем вакцинам, которые нужно регулярно повторять, чтобы поддерживать в организме достаточную напряженность иммунного ответа.

Последняя крупная эпидемия дифтерии в нашей стране имела место в 1990-х гг., она была связана с низким охватом прививками в первую очередь взрослых, многочисленными отказами от вакцинации.  Тенденция отказа от иммунизации прослеживается и сейчас, причем позиция антивакцинаторства в настоящее время очень популярна и набирает обороты. Поэтому риски повторения эпидемии дифтерии в России вполне очевидны. Заболеваемость дифтерией в нашей стране в текущий момент находится на низком уровне. Например, в 2018г в России было зарегистрировано всего 3 случая заболевания дифтерией. В связи с этим вполне вероятно, что настороженность и информированность врачей в отношении этой болезни снизилась за последнее время. Врачи не сталкиваются с дифтерией, поэтому могут недостаточно точно владеть алгоритмами диагностики и лечения этой болезни. Подобная ситуация во время эпидемии 90-х годов нередко приводила к более длительному установлению диагноза, и, соответственно, более тяжелому течению заболевания без своевременной адекватной терапии.

Столбняк может развиться в случае глубоких ранений кожных покровов и попадания в эти раны спор столбняка из почвы. Это может случиться в самых разных ситуациях – наступили на ржавый гвоздь, покусала собака, глубоко порезались, работая на даче, и загрязнили рану, получили глубокий ожог. Во всех подобных ситуациях необходимо проводить экстренную постконтактную профилактику столбняка. Вот только объем профилактических мероприятий будет существенно разниться в зависимости от давности последней прививки против столбняка.

◦     Если вакцинация проводилась более 10 лет назад или нет данных о прививке, необходимо немедленное введение и противостолбнячной сыворотки (или противостолбнячного иммуноглобулина), и столбнячного анатоксина – то есть самой вакцины.

◦     Если вакцинация проведена согласно графику, но с момента последней прививки от столбняка прошло более 5, но не более 10 лет, то вводится только анатоксин для активации собственного иммунитета.

◦     Если же вы прививались совсем недавно (менее 5 лет назад), то достаточно просто хорошо промыть рану.  Адекватно и вовремя проведенная вакцинация обеспечивает достаточную степень защиты в этом случае.

В Национальный календарь профилактических прививок входит вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Данная прививка вводится детям трехкратно, в возрасте 3 месяца, 4,5 и 6 месяцев. Последующие ревакцинации с целью поддержания стойкого иммунитета к возбудителям дифтерии и столбняка проводятся в возрасте 1.5 лет, 6-7 лет и 14 лет.

Если мы говорим о рутинной вакцинации против столбняка и дифтерии взрослого человека, то вакцину вводят каждые 10 лет, поддерживая иммунную защиту. Иногда перед проведением рутинной вакцинации рекомендуют сдать анализ на напряжённость иммунитета против этих опасных инфекций и вводить очередную вакцину при снижении уровня защиты.

Наиболее часто применяемыми вакцинами против дифтерии, столбняка (некоторые при этом содержат еще и коклюшный компонент) являются: АКДС, АДС-М, Адасель.

Обычная вакцина АКДС содержит дифтерийно-столбнячный анатоксин, а также инактивированные возбудители коклюша (цельноклеточный компонент). Анатоксин – это токсин, лишенный своих токсических свойств. То есть иммунитет вырабатывается не на сами микроорганизмы, а на их токсин, который они выделяют. Именно он и является наиболее опасным и вызывает основные проявления этих заболеваний.

В случае ревакцинации детей старше 6 лет и взрослых достаточно меньшей дозы, как столбнячного, так и дифтерийного анатоксина для того, чтобы иммунные клетки памяти вновь начали работать и производить достаточное количество антител. Поэтому для этих групп населения в нашей стране рекомендована вакцинация препаратом АДС-М.

Вакцина «Адасель» зарегистрирована для ревакцинации против дифтерии, столбняка и коклюша лиц в возрасте от 4 до 64 лет. Она позволяет осуществлять дополнительную защиту от коклюша среди взрослых, так как содержит еще и коклюшный бесклеточный (менее реактогенный) компонент.

Противопоказаний к введению вакцины очень мало – это тяжёлые аллергические реакции на прошлое введение вакцины, острые инфекционные и неинфекционные заболевания. Анатоксины слабореактогенны, то есть редко являются причиной побочных реакций вакцинации. Порой может возникнуть местная гиперемия и уплотнение, кратковременное небольшое повышение температуры тела и недомогание, в редчайших случаях отмечены случаи более тяжелых осложнений. Более полно оценить наличие показаний и противопоказаний к введению вакцины может опытный врач, который обязательно должен опросить и осмотреть пациента до проведения вакцинации.

Исходя из всего сказанного, настоятельно рекомендуем проверить, когда вам вводилась последняя прививка от дифтерии и столбняка. Если с тех пор прошло более 10 лет или вы не помните точно, когда это было, целесообразно обратиться в поликлинику или частную клинику, чтобы получить адекватную консультацию, при необходимости пройти обследование и привиться вакциной АДС-М или Адасель.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич