03.08.2022

Полиомиелит — крайне опасное для жизни заболевание, для которого характерно поражение нервной системы и развитие вялых параличей. Паралич — это нарушение двигательной активности мышцы из-за повреждения нервов, которые ее иннервируют.

Возбудитель заболевания — полиовирусы (разновидность энтеровирусов). В настоящее время заболеваемость полиомиелитом носит эндемический характер и случаи часто регистрируются в Пакистане и Афганистане.

В феврале 2022г. в республике Малави зарегистрирован первый с 2016г. на Африканском континенте случай заболевания, вызванный вирусом пакистанского происхождения. Вместе с тем, в Израиле и Украине недавно были зарегистрированы случаи заражения полиомиелитом.

Передача вируса полиомиелита

Вирус передается от человека к человеку чаще всего фекально-оральным путем или через загрязненную вирусом воду и продукты питания.

Полиовирус размножается на слизистой оболочке кишечника и/или глотки, затем по лимфатическим сосудам проникает в лимфоузлы и в кровоток. С кровью он разносится во все органы, преимущественно поражая спинной мозг на разных уровнях, и также способен проникать в головной мозг.

Симптомы заболевания

В большинстве случаев (72 из 100) инфекционное заболевание протекает бессимптомно, а это значит, что такие люди — основные источники инфекции.

Примерно у 1 из 4 человек (или 25 из 100) отмечаются гриппоподобные симптомы:

• боль в горле;
  • повышение температуры тела;
  • слабость;
  • тошнота;
  • головная боль;
  • дискомфорт в животе.

У меньшей части людей (1 из 100) развивается самая опасная паралитическая форма.

Для нее характерны парестезии (ощущение покалывания в ногах), развитие менингита (воспаление оболочек головного мозга) и параличей. Развитие параличей приводит к необратимой инвалидности и смерти.

Даже если заболевание заканчивается полным выздоровлением в детстве, спустя 15–40 лет может развиться постполиомиелитный синдром. Для него характерны мышечные боли, слабость или развитие паралича.

Смертность от паралитической формы составляет 5–10% среди детей и от 15 до 30% среди подростков и взрослых.

Лечение и вакцинация от полиомиелита

Этиотропной терапии (той, которая бы влияла сразу на причину, то есть на вирус) против вируса полиомиелита не существует. Однако в арсенале специалистов есть эффективная на протяжении многих лет и безопасная вакцинация. В «Эйч-клиник» для вакцинации взрослых доступны вакцины:

• Полимилекс;
  • Пентаксим.

Эти вакцины не содержат живых вирусов, поэтому не могут вызывать вакциноассоциированный полиомиелит.

Большинству взрослых не требуется вакцинация, поскольку они уже были вакцинированы от полиомиелита в детстве.

Но, если вы относитесь к группе повышенного риска (путешественники, медицинские работники), необходимо подумать о введении дополнительной дозы вакцины против вируса полиомиелита.

А если взрослый не привит от полиомиелита в детстве или у него нет письменного свидетельства о прививке от полиомиелита (в виде сертификата о вакцинации или выписки из амбулаторной карты), рекомендуется вакцинация инактивированной полиомиелитной вакциной.

Рекомендуемая схема: 2 дозы вакцины с интервалом 1–2 месяца, и третью дозу вводят через 6–12 месяцев после второй дозы.

Вакцинация живой оральной вакциной не рекомендована в семьях, где есть люди с иммунодефицитными состояниями, потому что после такой вакцинации дети несколько месяцев могут выделять вирус в окружающую среду и человек со сниженным иммунитетом может заболеть.

Помните: вирус полиомиелита неизлечим и приводит к необратимым осложнениям и даже летальному исходу, но его можно предотвратить, пройдя своевременную вакцинацию! Будьте здоровы, а мы вам в этом поможем. ❤️

Автор:
Врач-инфекционист Елена Пушик