01.06.2018

Можно ли кормить грудью при ВИЧ-инфекции

Ответ тут неожиданно зависит от места вашего проживания. Сегодня он формулируется так: если у вас есть доступ к чистой питьевой воде и детскому питанию — нет, не стоит кормить ребенка грудью, если у женщины ВИЧ-положительный статус. И вторая ситуация: грудное вскармливание возможно, если вы находитесь в закрытых общинах с очень сложными патриархальными отношениями, где вынуждены любой ценой скрывать свой статус. Главное остается неизменным: ВИЧ-инфекция передается через кормление грудным молоком. Поэтому если по каким-то причинам матери с ВИЧ-инфекцией невозможно избежать кормления грудью ребенка, то она, безусловно, должна находиться на эффективной антиретровирусной терапии.

Да, препараты будут в некотором количестве попадать с молоком в организм ребенка, но все же риски, связанные с терапией несравнимо меньше, чем риски кормления без подавленной вирусной нагрузки. Также нужно помнить, что наличие прикорма у ребенка повышает риски передачи ВИЧ через грудное молоко.

ВОЗ о грудном вскармиливании и ВИЧ

Некоторые активисты и сторонники грудного вскармливания апеллируют к руководству Всемирной организации здравоохранения 2016 года, которое говорит о том, что при условии подавленной вирусной нагрузки грудное вскармливание возможно и даже желательно. Это действительно так: 100% справедливо для ряда стран Азии и Африки, где у ребенка на грудном вскармливании просто больше шансов выжить при любых прочих условиях.

Вот цитата из документа, где британские эксперты BHIVA сформулировали свой консенсус по данному вопросу: «Since the WHO guidelines are not generally applicable to the UK setting, BHIVA/CHIVA have reviewed the data with a view to providing guidance to both people living with HIV and to healthcare providers with regard to the safety of different feeding practices and the related safeguarding issues».

Здесь прямо и однозначно говорится о том, что рекомендации ВОЗ не для Великобритании, не для развитых стран. И эксперты BHIVA/CHIVA не рекомендуют в Великобритании грудное вскармливание при любой вирусной нагрузке. В США эксперты CDC (ЦКЗ) и American Academy of Pediatrics также четко и однозначно не рекомендуют грудное вскармливание при ВИЧ-инфекции для граждан США.

В Российской Федерации каждый год при вскармливании грудным молоком инфицируется ВИЧ несколько десятков детей, и с каждым годом число не падает: 2014 год — 41 ребенок, 2015 год — 47, 2016 год — 59 детей.

Потому еще раз повторим: на сегодня в развитых странах для женщин нет ни единой причины практиковать грудное вскармливание при ВИЧ-инфекции. Суммарные риски будут существенно превышать любые возможные выгоды. Чтобы избежать заражения ребенка ВИЧ-инфекцией рекомендуется отказаться от кормления грудью и подобрать детское питание.

Источники:

• Committee on Pediatric Aids. Infant feeding and transmission of human immunodeficiency virus in the United States. Pediatrics. 2013 Feb;131(2):391-6. PMID: 23359577.
  • Is it safe for a mother infected with HIV to breastfeed her infant?cdc.gov.
  • British HIV Association (BHIVA) and Children’s HIV Association (CHIVA) Position Statement on Infant Feeding in the UK. bhiva.org.