19.12.2019
Что такое ложноположительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию

Диагноз ВИЧ-инфекции не может быть установлен на основании одного результата анализа, так как в этом случае существует вероятность ошибки.

Ложноположительным результатом является положительный результат анализа на ВИЧ у человека, не инфицированного вирусом иммунодефицита. Получение такого результата анализа может привести к серьезным последствиям для пациента и ошибочным рекомендациям со стороны врача. Именно поэтому процесс диагностики ВИЧ-инфекции и постановка непосредственно диагноза подчинены очень строгому алгоритму, который не допускает ошибок.

Исследовать кровь на ВИЧ можно исключительно с помощью тестов, сертифицированных для применения в конкретной стране.
Двумя важными характеристиками всех тестов являются специфичность и чувствительность. Чувствительность теста отражает долю положительных результатов, которые определяет тест у пациентов, инфицированных ВИЧ. Специфичность же, наоборот, отражает долю отрицательных результатов теста у здоровых людей. Как правило, тесты на ВИЧ-инфекцию обладают высокой специфичностью – это значит, что может присутствовать очень малое количество ложноположительных результатов, и подавляющее большинство неинфицированных пациентов все же имеет отрицательный результата анализа. К примеру, если провести тестирование 1000 неинфицированных людей и будет получено 4 положительных результата, это говорит о специфичности теста 99,6% (996 достоверно негативных результата на 1000 протестированных человек).

Причиной ложноположительного результата могут быть технические проблемы, связанные с самим тестом или с биологическим материалом.
Технические проблемы включают в себя перепутывание образцов, неправильную маркировку, неправильное обращение и интерпретацию визуально считываемого результата экспресс-тестов.

К биологическим причинам можно отнести участие в исследовании вакцины против ВИЧ и такие медицинские состояния, как:
• инфекция, вызванная вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ);
• беременность;
• получение иммуноглобулина;
• гипербилирубинемия;
• аутоимунные заболевания;
• недавняя вакцинация.

В основе механизма формирования реактивного результата теста при данных состояниях, как правило, лежит неверное распознавание тестами антител, которые не связаны с ВИЧ и появились в нашем организме в ответ на внедрение других антигенов, а распознаются как антитела к вирусу иммунодефицита.

Надлежащей практикой, рекомендованной ВОЗ, является проведение повторного тестирования всех людей с первоначально положительным результатом для исключения каких-либо потенциальных ошибок в тестировании или отчетности.

Когда при скрининге получен положительный результат анализа на ВИЧ (такой результат называют реактивным), необходимо проведение дополнительного обследования для того, чтобы установить, является ли положительный результат истинным или ложным.

Если положительный результат получен при выполнении экспресс-теста, то требуется соблюдение рекомендованного ВОЗ алгоритма исследования–последовательное использование нескольких тест-систем разных производителей.
Если при последовательном проведении разных экспресс-тестов первоначальный результат положительный, а последующий нет, необходимо лабораторное до обследование для исключения ранней инфекции. Прогностическая ценность проведения дополнительно 2-3 тестов подряд стремится к 100%.

Если же реактивный результат получен при тестировании в лаборатории, сотрудники лаборатории самостоятельно дообследуют сыворотку крови по алгоритму, описанному в предыдущей статье. При получении лабораторного подтверждения ВИЧ-инфекции пациенту необходимо обратиться в региональный центр СПИДа для наблюдения у инфекциониста и начала АРТ. При получении отрицательного результата можно говорить о том, что предыдущий тест был ложнопозитивным и следует разобраться, что явилось причиной получения такого результата. Возможно необходимо дообследование для выявления одного из вышеуказанных медицинских состояний (аутоиммунные заболевания и т.д.).
Если второй результат лабораторного исследования отрицательный, но у человека есть сомнения в его достоверности (например, у людей в группах высокого риска передачи ВИЧ), то необходимо проведение повторного тестирования через 6 недель от первоначального для исключения «периода окна» – это период, когда инфицирование вирусом произошло, но антитела к нему еще не сформировались. В такой период возможно получение другого недостоверного результата – ложноотрицательного.

После того, как диагноз ВИЧ-инфекции был установлен, и начато лечение, тестирование на антитела повторять не стоит.

При проведении скрининговых исследований следует учитывать, что распространенность ВИЧ-инфекции в отдельных регионах так же может влиять на количество ложноположительных результатов.

Распространенность ВИЧ отображает долю людей, живущих с ВИЧ-инфекцией (ЛЖВ) на конкретной территории, и влияет на количество ложноположительных результатов в зависимости от достоверно положительных.

При высокой распространенности (2%), если протестировать 10000 человек, то 200 образцов будет получено от ЛЖВ (истинно-положительные) и 9800 от неинфицированных людей. Учитывая специфичность теста 99,8%, около 20 образцов будет ложноположительными. В этом случае из 220 положительных результатов 91% людей фактически инфицированы ВИЧ. Количество достоверно положительных результатов значительно превышает количество ложных.
При низкой распространенности (0,1%) только 10 образцов из 10000 будут истинно-положительными, в то время как 9990 образцов будут от неинфицированных людей. Учитывая специфичность теста (99,8%) – 20 образцов будет ложнопозитивными. В этом случае из 30 положительных результатов только 33% людей будут инфицированы и количество ложноположительных результатов превысит количество истинных. При проведении скрининговых программ в популяциях с низкой распространенностью ВИЧ-инфекции следует ожидать, что количество ложнопозитивных результатов будет преобладать над истинно положительными.

Не стоит забывать о методах профилактики инфицирования ВИЧ после получения отрицательного результата. К ним относятся:
- использование презерватива во время сексуальных контактов (избегать использования лубрикантов на масляной основе);
- регулярное тестирование на ВИЧ;
- при употреблении инъекционных наркотиков использовать стерильные шприцы/иглы и отказ от совместного использования их с другими потребителями;
- прием препаратов доконтактной профилактики (ДКП) в группах высокого риска и препаратов постконтактной профилактики (ПКП) после аварийной ситуации (начать прием ПКП необходимо как можно раньше, насколько это возможно, и не позднее 72часов после контакта);
- мужское обрезание (ВОЗ указывает на снижение риска получения ВИЧ при гетеросексуальных контактах до 60%);
- обследование беременных и начало АРТ при получении положительного результата.

Автор: врач Университетской клиники H-Clinic Анастасия Душенок

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич