13.04.2022

Клещевой энцефалит

Клещевой энцефалит (КЭ) — это вирусное заболевание, которое приводит к поражению нервной системы. Человек заражается при укусе инфицированного вирусом клеща. Для клещевого энцефалита не существует противовирусного лечения, только поддерживающая терапия. Но существует эффективная профилактика — вакцинация

Вирус передают иксодовые клещи, но не каждый присосавшийся клещ = клещевой энцефалит.

Опасные территории, на которых сохраняется высокий риск заражения клещевым энцефалитом,  называются эндемичными (то есть клещ все же заражен вирусом КЭ и может его передать).

Люди, которые проживают в таких районах, обычно знают об этом и регулярно вакцинируются, чтобы защититься. Но вот путешественники не всегда уделяют этому вопросу достаточного внимания. Перед каждой поездкой по стране лучше заранее узнать, с какими заболеваниями можно столкнуться в том или ином регионе, и подготовиться к этой встрече.

Если говорить именно о вирусе клещевого энцефалита, то ежегодно Роспотребнадзор РФ публикует список эндемичных районов по всей стране. Последний документ от 17 марта 2022 года с перечнем опасных регионов размещен на официальном сайте ведомства. Более детально с документом можно ознакомиться здесь.

Значимых изменений за прошедший год не выявлено: лидирующее место как самая опасная территория занимает Сибирский федеральный округ. Не уступают ему Уральский и Дальневосточный, а наиболее безопасным являются Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Традиционно считается, что территория Москвы свободна от клещевого энцефалита, но тем не менее в 2016 и 2017 годах в районе Крылатское были зафиксированы случаи присасывания клещей, зараженных вирусом клещевого энцефалита. А в Московской области Дмитровский и Талдомский уже официально признаны эндемичными. Опасными неподалеку от Москвы остаются также Костромская, Тверская, Ярославская и другие области, которые пользуются большой популярностью для поездок выходного дня.

За 2021 год более 60% обращений в медицинские организации Москвы были связаны с присасываниями клещей в Московской, Тверской и Калужской областях.

Прививка от энцефалита

Если вы планируете посещение эндемичной по энцефалиту территории, то вам обязательно нужно сделать прививку, так как это самая эффективная защита от клещевого энцефалита.

Вакцинация состоит из двух доз с интервалом от 1 до 7 месяцев и последующей третьей дозой (ревакцинацией) через 9–12 месяцев от второй.

Очень важное условие — вторую дозу вакцины нужно сделать не позже, чем за 10 дней до поездки на опасную территорию, это связано с формированием иммунитета.

Часто бывает, что люди заранее не успели подготовиться или просто не знали, или поездка организовалась внезапно. Для таких ситуаций существует экстренная схема вакцинации, когда две дозы делают с интервалом в 14 дней, и через 10 дней от второй уже можно выезжать. Но, главное, не забыть про третью дозу через год, чтобы продлить иммунную защиту до трех лет.

В сезон активности клещей (с апреля по октябрь) вакцинируют также по экстренной схеме.

Не менее важна индивидуальная неспецифическая профилактика — ношение светлой одежды, на которой будут хорошо видны клещи,  обработка одежды и обуви специальными репеллентами, избегание прогулок в лесистой местности и т. д.

Если клещ все же умудрился напасть на вас и присосаться, то необходимо обратиться в ближайший травмпункт  или использовать специальные инструменты (клещеверт, ручку-лассо, пинцет для снятия клещей), которые продаются в аптеках.

Живого клеща можно сдать в лабораторию на определение наличия возбудителей клещевых инфекций, потому что клещи могут быть переносчиками не только вируса клещевого энцефалита, но еще и боррелиоза, эрлихиоза и анаплазмоза, а какие действия предпринимать, зависит от результата анализа.

Если присасывание клеща произошло в эндемичном районе, а человек не привит или получил вторую дозу менее, чем 10 дней назад, то проводится специфическая постконтактная профилактика человеческим иммуноглобулином. Важно, что ее можно провести только в течение 96 часов после присасывания, позже уже нельзя.

В Москве экстренная иммунопрофилактика клещевого энцефалита проводится в Инфекционной клинической больнице №2, а детям — в Детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова.

Вакцинация проводится круглогодично. Чтобы избежать лишней суеты непосредственно перед поездкой, лучше подготовиться заранее. И мы всегда готовы вам помочь в этом.

Автор: врач-инфекционист, Ярослав Махмутов.