10.06.2018

Лечение ВИЧ-инфекции у детей в Москве

В мае 2018 года вышло обновление ключевого руководства DHHS США «Guidelines for the Use of Antiretroviral Agents in Pediatric HIV Infection» (Рекомендации по применению антиретровирусных препаратов у ВИЧ-инфицированных детей). Экспертная группа, которая формулирует и обновляет это наиболее авторитетное руководство в мире, суммировала очередной раз все имеющиеся научные данные по проблеме старта терапии у педиатрических пациентов и рекомендует начало антиретровирусной терапии сразу. Как только подтвержден диагноз, рекомендуется начать лечения ВИЧ-инфекции у детей – максимально возможный уровень рекомендации AI дан, например, для детей от 6 до 12 недель. Этот подход основывается на всей эволюции исследований по времени старта терапии, в том числе, материалах недавних исследования CHER и исследования группы Stephanie Shiau.

Исследование CHER показало, что начало терапии в возрасте от 1,5 до 3 месяцев даже при нормальном уровне CD4-лимфоцитов снижает на 75% раннюю детскую смертность по сравнению с теми, кто начинал терапию отсрочено, так, как это практиковалось в прошлом. Кроме того, дети при раннем начале терапии значимо лучше растут, развиваются физически и особенно психически.

Если же ребенок по неким причинам не получает терапию в первый год жизни, и все риски, связанные с первым годом жизни, миновали его, то при невысоких темпах развития заболевания выгоды от начала терапии в возрасте от года до двух не столь яркие, как в меньшем возрасте, однако, и там они явно прослеживаются. И исследования в других возрастных группах показывают, что даже при очень благоприятном течении инфекционного заболевания антиретровирусная терапия и подавление ВИЧ обеспечивают детям своевременное и гармоничное развитие, заметно снижают риски различных неврологических состояний, которые  несут большие риски в детском возрасте, когда идет активное формирование центральной нервной системы.

Американские и европейские руководства предельно совпадают в своих рекомендациях, Paediatric European Network for Treatment of AIDS в 2016 году сформулировала предельно близкие рекомендации и пришла к аналогичным выводам.

Арсенал средств для терапии у детей заметно уже того, что доступен для взрослых. Дело вовсе не в том, что для детей опасны те препараты, что получают взрослые, дело во времени — чтобы доказать безопасность у детей разных возрастных групп, требуется куда больше времени и денег. В Российской Федерации на эту проблему накладывается отставание с доступом к новым детским формам и дозировкам, а также крайняя неповоротливость регуляторов.

Ориентироваться нужно на лучшее, как мы в H-Clinic и поступаем, потому рассмотрим передовые рекомендации для США, то, как начинают лечить детей с ВИЧ-инфекцией сегодня там. У детей пока используются только тройные схемы, в качестве основы в виде двух препаратов из класса НИОТ (мы ниже их обозначим как 2НИОТ) рассматривают комбинацию ламивудина или эмтрицитабина (между этими двумя можно ставить знак «равно») с абакавиром в возрасте от полугода, тенофовиром алафенамидом (TAF) в возрасте от полугода, или зидовудином без нижних возрастных порогов. Выше мы говорим о предпочтительных режимах, на самом деле опций больше, если условия требуют их.

В возрасте до 14 дней в качестве третьего компонента схемы в США используют невирапин и ралтегравир. С двухнедельного возраста невирапин уже обычно не используют, а применяют усиленный лопинавир (Калетра) или ралтегравир. После трех месяцев доступен усиленный атазанавир или дарунавир, с шести лет добавяется опция долутегравира, и после 12 лет доступен усиленный элвитегравир.

Задача управления терапией у детей непростая, ее эффективное и безопасное решение требует высокой квалификации врача и весьма регулярного контакта с маленьким пациентом. Выбирайте врачей правильно, начинайте терапию у ваших детей так рано, как это возможно.

• Shiau S. и др. Early age at start of antiretroviral therapy associated with better virologic control after initial suppression in HIV-infected infants. AIDS. 2017 Jan 28;31(3):355-364. PMID: 27828785.
  • Violari A. и др. Early antiretroviral therapy and mortality among HIV-infected infants. N Engl J Med. 2008 Nov 20;359(21):2233-44. PMID:19020325.
  • Foster C. и др.Paediatric European Network for Treatment of AIDS Treatment Guideline 2016 update: antiretroviral therapy recommended for all children living with HIV. HIV Med. 2017 Feb;18(2):133-134. PMID: 27385585.