03.11.2020

Инкубационный период ВИЧ

Инкубационный период любого заболевания – период от момента заражения до появления первых симптомов или появления антител к вирусу. Коварство ВИЧ-инфекции в том, что эту стадию нередко пропускают, так как   первые симптомы ВИЧ-инфекции порой появляются через много лет после инфицирования, только когда иммунитет снижен уже значительно. В то же время чем раньше начать лечение ВИЧ, тем выше вероятность того, что никакие проявления заболевания вовсе не появятся.

Прежде чем говорить об инкубационном периоде и времени, через которое возможно выявление факта инфицирования ВИЧ, стоит разобраться, какие существуют методы диагностики ВИЧ-инфекции. Есть три основных разновидности тестов: на основе полимеразной цепной реакции (ПЦР), тесты, направленные на выявление антигенов и антител, и тесты, выявляющие только антитела. Большинство тестов могут проводиться по крови или слюне.

· Реакции ПЦР направлены на поиск самого вируса в крови. Тест может быть как качественным (отвечающим только на вопрос, присутствует ли вирус в организме), так и количественным (показывающим вирусную нагрузку, то есть количество вируса в 1 мл крови). Эти типы тестов раньше, чем другие, позволяют выявить ВИЧ, однако они являются самыми дорогими, а потому обычно не используются для обследования людей, которые чувствуют себя нормально. Эта разновидность тестов иногда используется, если был высокий риск заражения или у пациента есть симптомы острой ВИЧ-инфекции (о которых можно почитать в статьях нашего блога «Симптомы ВИЧ у мужчин», «Симптомы ВИЧ у женщин»).

· Тесты, направленные на выявление антигенов и антител. Антитела являются молекулами, которые производит наша иммунная система для защиты от инфекций. Антигены – это как раз чужеродные вещества, в ответ на которые иммунная система вырабатывает защиту. В данной ситуации антигенами являются компоненты вируса. На сегодняшний день тест на антитела и антигены ВИЧ - это наиболее часто используемая разновидность тестов. Обычно для их проведения требуется взятие венозной крови, однако есть и те, которые можно выполнить по капле крови, взятой из пальца.

• Последний тип – тесты, направленные на поиск только антител в крови или слюне. Большинство так называемых «быстрых» или экспресс-тестов для выявления ВИЧ (по типу тест-полосок, не требуют специального оборудования, их результат можно получить в течение получаса) способны выявлять только антитела.

Как мы уже сказали, бессимптомный период ВИЧ может длиться довольно долго. Симптомы ВИЧ-инфекции иногда отсутствуют в течение нескольких месяцев, а то и лет после заражения. Именно поэтому рекомендуется регулярно сдавать анализы на ВИЧ даже тем людям, которые чувствуют себя хорошо.

Однако и результаты тестов на ВИЧ тоже становятся положительными не сразу в момент заражения. Поначалу вируса в организме немного, и в первые дни даже самые чувствительные анализы могут его не обнаружить. ВИЧ размножается довольно быстро, и постепенно его количество увеличивается. Когда оно достигает определенных значений, становятся положительными тесты, направленные на выявление самого вируса или его компонентов (ПЦР-тесты или антиген/антительные тесты). В то же время иммунитет человека, организм которого «атаковал» вирус, тоже не дремлет – начинается выработка антител, на которую, однако, необходимо определенное время. Поэтому тесты, основанные на обнаружении только антител к ВИЧ «срабатывают» чуть позже, чем предыдущие два типа тестов.

Период от заражения до возможности положительных результатов анализов называется периодом серонегативного окна. Этот период довольно опасен с точки зрения вероятности распространения ВИЧ. Например, человек может быть уверен сам и убедить полового партнера, что он не заразен (анализы-то отрицательные), и потому нет необходимости использовать презервативы. Однако вирус как раз активно размножается в организме в этот промежуток времени, и его передача вполне возможна.

Так сколько же времени занимает «конверсия» (превращение отрицательных анализов в положительные в случае заражения)? Это зависит в том числе от типа используемого теста.

• По результатам ПЦР-тестов обычно уже через 10-33 дня можно судить о том, произошло ли заражение
  • Тесты, выявляющие антигены и антитела (если они выполняются из венозной крови в специализированной лаборатории) дают точный ответ через 18-45 дней. Если же используются быстрые тесты этого класса по крови из пальца, этот период будет дольше (18-90 дней)
  • Тесты, выявляющие только антитела, самые «медленные» - может пройти от 23 до 90 дней после контакта, прежде чем результат станет положительным.

О чем в первую очередь говорят эти цифры? Если у вас был контакт, который мог привести к заражению ВИЧ, и анализы показывают отрицательный результат, необходимо повторить исследование через 1,5 – 3 месяца (в зависимости от используемого теста) после контакта, чтобы быть уверенным в отсутствии заражения.

Учитывая, что в отсутствие лечения ВИЧ-инфекция может передаваться от беременной женщины ребенку во время беременности, родов или кормления грудью, всем беременным и их половым партнёрам рекомендовано обследование на ВИЧ-инфекцию. А принимая во внимание вероятность обследования в период серонегативного окна, тестирование необходимо проводить как минимум дважды – при постановке на учет по беременности и повторно в 28-30 недель. Если же был риск заражения ВИЧ во время беременности (контакт с ВИЧ-положительным партнером, употребление наркотиков), то необходимо провести дополнительный анализ на сроке 36 недель.

Автор: врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич