03.11.2020

Инкубационный период ВИЧ

Инкубационный период любого заболевания — период от момента заражения до появления первых симптомов. Коварство ВИЧ-инфекции в том, что раннюю стадию нередко пропускают, так как   первые признаки этого заболевания порой появляются через много лет после инфицирования, только когда иммунитет снижен уже значительно. Сам инкубационный период ВИЧ-инфекции не имеет симптомов. В то же время, чем раньше начать лечение ВИЧ, тем выше вероятность того, что никакие проявления заболевания вовсе не появятся.

Варианты диагностики вируса иммунодефицита человека

Прежде чем говорить об инкубационном периоде и времени, через которое возможно выявление факта инфицирования ВИЧ, стоит разобраться, какие существуют методы диагностики ВИЧ-инфекции. Есть три основных разновидности тестов:

• на основе полимеразной цепной реакции (ПЦР);
  • тесты, направленные на выявление антигенов и антител;
  • тесты, выявляющие только антитела.
Большинство тестов могут проводиться по крови или слюне.

• ПЦР
    Реакции ПЦР направлены на поиск самого вируса в крови. Тест может быть как качественным (отвечающим только на вопрос, присутствует ли вирус в организме), так и количественным (показывающим вирусную нагрузку, то есть количество вируса в 1 мл крови). Эти типы тестов раньше, чем другие, позволяют выявить ВИЧ, однако они являются самыми дорогими, а потому обычно не используются для обследования людей, которые чувствуют себя нормально. Эта разновидность тестов иногда используется, если был высокий риск заражения или у пациента есть симптомы острой ВИЧ-инфекции (о которых можно почитать в статьях нашего блога «Симптомы ВИЧ у мужчин», «Симптомы ВИЧ у женщин»).
  • Определение антител и антигенов
    Антитела являются молекулами, которые производит наша иммунная система для защиты от инфекций. Антигены — это как раз чужеродные вещества, в ответ на которые иммунная система вырабатывает защиту. В данной ситуации антигенами являются компоненты вируса. На сегодняшний день тест на антитела и антигены ВИЧ — это наиболее часто используемая разновидность тестов. Обычно для их проведения требуется взятие венозной крови, однако есть и те, которые можно выполнить по капле крови, взятой из пальца.

• Поиск антител по крови или слюне
    Последний тип — тесты, направленные на поиск только антител в крови или слюне. Большинство так называемых «быстрых» или экспресс-тестов для выявления ВИЧ (по типу тест-полосок, не требуют специального оборудования, их результат можно получить в течение получаса) способны выявлять только антитела.

Симптомы ВИЧ-инфекции иногда отсутствуют в течение нескольких месяцев, а то и лет после заражения. Именно поэтому рекомендуется регулярно сдавать анализы на ВИЧ даже тем людям, которые чувствуют себя хорошо.

Однако и результаты тестов на ВИЧ тоже становятся положительными не сразу в момент заражения. Поначалу вируса в организме немного, и в первые дни даже самые чувствительные анализы могут его не обнаружить. ВИЧ размножается довольно быстро, и постепенно его количество увеличивается. Когда оно достигает определенных значений, становятся положительными тесты, направленные на выявление самого вируса или его компонентов (ПЦР-тесты или антиген/антительные тесты). В то же время иммунитет человека, организм которого «атаковал» вирус, тоже не дремлет: начинается выработка антител, на которую необходимо определенное время. Поэтому тесты, основанные на обнаружении только антител к ВИЧ, «срабатывают» чуть позже, чем предыдущие два типа тестов.

Период от заражения до возможности положительных результатов анализов называется периодом серонегативного окна. Этот период довольно опасен с точки зрения вероятности распространения заболевания. Например, человек может быть уверен сам и убедить полового партнера, что он не заразен (анализы-то отрицательные), и потому нет необходимости использовать презервативы. Однако вирус как раз активно размножается в организме в этот промежуток времени — ВИЧ передаётся в инкубационный период, человек заразен, но не знает об этом.

Сроки бессимптомного периода ВИЧ: когда тесты дают объективный результат

Так сколько же времени занимает «конверсия» (превращение отрицательных анализов в положительные в случае заражения)? Это зависит в том числе от типа используемого теста:

• ПЦР-тест
    Обычно уже через 10–33 дня можно судить о том, произошло ли заражение.
  • Тесты, выявляющие антигены и антитела
    При условии выполнения из венозной крови в специализированной лаборатории дают точный ответ через 18–45 дней. Если же используются быстрые тесты этого класса по крови из пальца, этот период будет дольше — 18–90 дней.
  • Тесты, выявляющие только антитела
    самые «медленные». Может пройти от 23 до 90 дней после контакта, прежде чем результат станет положительным.

О чем в первую очередь говорят эти цифры? Если у вас был контакт, который мог привести к заражению ВИЧ, и анализы показывают отрицательный результат, необходимо повторить исследование через 1,5–3 месяца (в зависимости от используемого теста) после контакта, чтобы быть уверенным в отсутствии заражения.

Учитывая, что в отсутствие лечения ВИЧ-инфекция может передаваться от беременной женщины ребенку во время беременности, родов или кормления грудью, всем беременным и их половым партнёрам рекомендовано обследование на ВИЧ-инфекцию. А принимая во внимание вероятность обследования в период серонегативного окна, тестирование необходимо проводить как минимум дважды: при постановке на учёт по беременности и повторно в 28-30 недель. Если же был риск заражения ВИЧ во время беременности (контакт с ВИЧ-положительным партнером, употребление наркотиков), то необходимо провести дополнительный анализ на сроке 36 недель.

Сколько длится инкубационный период ВИЧ

Минимальная продолжительность инкубационного периода после заражения ВИЧ-инфекцией — 21–90 дней, то есть в эти сроки могут появиться симптомы ранней ВИЧ-инфекции, но чаще они либо не появляются, либо остаются незамеченными. И течение инфекции переходит в бессимптомную фазу, которая может длиться несколько лет. Уже совсем неправильно называть этот период инкубационным, его называют бессимптомным. Симптомы, которые не пройдут незамеченными, развиваются уже при сильном снижении иммунитета и часто могут привести к осложнениям и даже смерти. Но если своевременно начать прием терапии, такого конечно же не произойдет!  Очень важно учитывать все возможные факторы, которые вы можете соотнести с возможным заражением, и регулярно проходить диагностические контроли — сдавать анализы крови или самотестироваться на ВИЧ-инфекцию (даже если вас ничего не беспокоит). В инфекционной клинике H-Clinic вы можете приобрести необходимые тесты и записаться на сдачу анализов в профессиональной лаборатории.

Медицинский редактор:
руководитель Университетской клиники, к. м. н., врач-инфекционист
Коннов Данила Сергеевич