26.03.2020
Гепатит С — все что необходимо знать об этом сегодня

Гепатит С (МКБ 10 — В 17.1, В 18.2) — это вирусная инфекция, которая поражает печень. Проявления ее могут быть очень разнообразными: от нетяжелого заболевания, которое проходит без специального лечения через несколько недель, до серьезной, хронической болезни, которая без специальной терапии сохраняется в течение всей жизни. Гепатит С обычно описывают как «острый», если речь идет о недавнем заражении и «хронический», имея в виду инфекцию, которая длится более 6 месяцев.

К сожалению, примерно у 75–85% людей, заразившихся гепатитом С, он переходит в хроническую форму, остальные же 15–25% выздоравливают без какого-либо специального лечения. Предсказать, у кого из пациентов произойдет самоизлечение на настоящий момент невозможно.

Если антитела к вирусу и его РНК выявлены у человека впервые и он ранее не проходил обследование, крайне сложно сказать, когда именно произошло заражение, является ли инфекция острой или хронической. Мы можем только предположить время инфицирования, основываясь на эпидемиологических данных — эпизодах, когда человек подвергался риску заражения.

Как передается гепатит С

Гепатит С обычно передается, когда кровь инфицированного вирусом человека попадает в кровь здорового. Наибольшее число случаев заражения связаны с использованием общих игл или других инструментов при приготовлении и употреблении наркотиков. До начала 90-х годов прошлого века гепатит С также нередко передавался при переливании крови или трансплантации органов. После того, как был внедрен массовый скрининг компонентов крови, этот путь передачи инфекции стал встречаться крайне редко.

Люди могут заразиться вирусом гепатита С в следующих случаях:

• При использовании общих игл, шприцев или других инструментов для приготовления и употреблении наркотиков;
  • Манипуляции инструментами, загрязнёнными кровью инфицированного человека в медицинских учреждениях;
  • При рождении ребенка от матери с гепатитом С.

Реже заражение происходит в таких ситуациях, как:

• Использование вещей, на которые могла попасть кровь инфицированного человека (бритвы, маникюрные принадлежности, зубные щетки);
  • Незащищенный секс с человеком, инфицированным вирусом гепатита С;
  • Выполнение татуировки или пирсинга без надлежащей обработки инструментов.

Гепатит С не передается при использовании общей посуды, при грудном вскармливании, объятиях, поцелуях, пожатии рук, кашле, чихании. Он также не распространяется с пищей и водой. Человек, излечившийся от вируса (самопроизвольно или после применения препаратов) может вновь заразиться, так как приобретенный иммунитет не защищает от других подтипов вируса (а их большое количество).

Риски заражения гепатитом С

В число людей с повышенным риском заражения гепатитом С входят:

• Потребители инъекционных наркотиков в настоящее время или в прошлом, в том числе те, кто употреблял их однократно и много лет назад;
  • Люди, получавшие препараты факторов свертывания крови до 90-х гг. 20 века, когда использовались менее современные методы их производства, контроля и очистки;
  • Люди, получавшие переливания крови или прошедшие трансплантацию органов до 90-х гг. 20 века, когда стало доступным лучшее обследование доноров;
  • Пациенты на гемодиализе;
  • Медицинские работники после уколов иглой от инфицированных пациентов;
  • Люди, получившие кровь или орган от донора с положительным тестом на гепатит С;
  • Дети, рожденные от матерей с хроническим гепатитом С;
  • Люди, которым выполнялись татуировки или пирсинг нестерильными инструментами.

Учитывая общие пути передачи, гепатит С нередко встречается среди пациентов с ВИЧ-инфекцией. Именно поэтому всем людям, у которых выявлен ВИЧ, необходимо тестирование также на вирусные гепатиты, в том числе гепатит С.

Если женщина имеет гепатит С, она может передать вирус ребенку во время беременности. Это случается примерно в 6 случаях из 100. Однако риск может увеличиваться, если беременная имеет коинфекцию ВИЧ и гепатит С.

Классификация гепатита С

Существует несколько различных способов классификации гепатита С. Одну из них мы уже упоминали — острый гепатит С (код по МКБ — В 17.1) и хронический гепатит С (код МКБ — В 18.2).

По морфологической картине выделяют последовательные стадии:

• 0 — без фиброза;
  • 1 — слабовыраженный перипортальный фиброз;
  • 2 — умеренный фиброз с портопортальными септами;
  • 3 — выраженный фиброз с портоцентральными септами;
  • 4 — цирроз печени.

Эти стадии можно определить при помощи прямых (инвазивных) методов — биопсии печени или при помощи неинвазивной диагностики — фибросканирования (оно же эластометрия) печени, или серологических панелей (на основании анализов крови) и комбинированных шкал и алгоритмов.

По степени активности воспалительного процесса выделяют:

• Минимальная (персистирующий гепатит);
  • Слабовыраженная;
  • Умеренно выраженная;
  • Выраженная (активный гепатит).

В настоящее время наиболее значимым (для подбора терапии и определения прогноза) является течение процесса (острый или хронический), степень фиброза, генотип вируса и вирусная нагрузка до начала терапии. Как правило, именно эти данные врач и выносит в окончательный диагноз.

Симптомы и признаки гепатита С

Проявления даже острого гепатита С обычно не являются тяжелыми. Наиболее часто пациенты отмечают:

• Лихорадку;
  • Слабость;
  • Потемнение мочи;
  • Осветление стула (кал глинистого цвета);
  • Дискомфорт в животе;
  • Потерю аппетита;
  • Тошноту, иногда рвоту;
  • Боль в суставах;
  • Желтуху (желтизну склер и кожи).

Большинство пациентов с хроническим гепатитом С не имеют никаких симптомов. Иногда это заболевание может проявляться только такими общими жалобами, как хроническая слабость и депрессия. Именно поэтому гепатит С нередко остается нераспознанным до тех пор, пока человек не пройдет обследование по тем или иным причинам (например, перед сдачей крови в качестве донора или плановой операцией).

Лечение хронического гепатита С

Однако несмотря на такое, казалось бы, легкое течение болезни лечить хронический гепатит С необходимо. Дело в том, что вирус, присутствуя в организме, вызывает постоянное хроническое воспаление в печени, оно может быть выражено в различной степени, но всегда имеет место. Результатом воспаления является постепенное замещение здоровой ткани печени фиброзной (рубцовой) тканью, что в конечном итоге приводит к циррозу печени. А цирроз печени — это серьезное состояние, которое выражается в том, что печень неадекватно выполняет свои функции. Цирроз может осложняться смертельно опасными кровотечениями, асцитом, нарушением функции центральной нервной системы, а также существенно повышает риск развития рака печени — гепатоцеллюлярной карциномы.

Для установления диагноза гепатита С используются анализы крови. В качестве скринингового (первичного) метода обследования используется анализ на антитела к гепатиту С. Однако для того, чтобы точно сказать, что человек в настоящий момент болеет, этого анализа недостаточно. У пациентов, излечившихся от гепатита С (спонтанно после перенесенной острой формы или при приеме препаратов) антитела также будут давать положительный результат. Чтобы подтвердить наличие вируса в организме, дополнительно проводится исследование крови методом ПЦР. Это позволяет выявить непосредственно сам вирус, вернее, его генетический материал — РНК вируса гепатита С. Только в этом случае врач может установить диагноз — хронический гепатит С (МКБ 10 — В.18.2).

К счастью, в наше время существует достаточно эффективное и безопасное лечение гепатита С препаратами прямого противовирусного действия. Современный курс лечения обычно занимает 3 месяца и проводится только таблетированными формами препаратов, без применения инъекций. Конкретную схему терапии подбирает врач после установления полного диагноза и учета сопутствующих заболеваний и препаратов, которые, возможно, пациент принимает для лечения других хронических заболеваний. Таким образом, все что вам нужно, в случае если при обследовании вы получили положительный результат анализа на антитела к гепатиту С, обратиться к инфекционисту для дообследования и подбора терапии в случае, если диагноз будет подтвержден.

Автор:
Врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.,
врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич.