06.05.2022
Новая вакцина от менингококковой инфекции и, возможно, от гонореи

Бексеро (Bexsero) — вакцина для профилактики менингококковой инфекции, вызванной Neisseria meningitidis серогруппы В, выпускается компанией GSK. Мы, конечно, надеялись, что она появится и в России, но не думали, что это чудо произойдет так скоро)

28 апреля 2022г. данная вакцина, наконец-то, включена в Главный реестр лекарственных средств. Это значит, что при первой возможности, она будет доступна нашим пациентам (насколько скоро, точно сказать нельзя, также как и прикинуть примерную стоимость, так как она еще не определена).

Вакцина от менингококка вводится в два этапа (между первой и второй дозой должно пройти не менее месяца). Данный препарат прошел все фазы клинических испытаний и доказал свою эффективность и безопасность.

Зачем нам еще одна вакцина? Все просто. В настоящее время в России для профилактики менингококковой инфекции применяют вакцину Менактра — она эффективна против инфекционного заболевания, вызванной Neisseria meningitidis серогрупп A,C,Y и W-135, то есть против четырех вариантов. Но серогруппа В менингококка только в нашей стране вызывает около трети случаев менингококковой инфекции! А Менактра от него не защищает. Для того чтобы защититься против 5 вариантов менингококковой инфекции, по-хорошему, необходимо привиться и Менактрой, и Бексеро, и, согласно инструкции, это даже можно сделать одновременно.

Хорошо, а как с этим связана гонорея?

Дело в том, что Менингококковая инфекция (Neisseria meningitidis) и гонорея (Neisseria gonorrhoeae) вызываются родственными бактериями. И, как мы недавно писали, гонорея — достаточно проблемное заболевание, особенно если гонококк устойчив к антибактериальным препаратам: Чем опасна суперинфекция гонореи.

Вакцина Бексеро, рекомбинантная адсорбированная вакцина, также называемая в исследованиях 4CMenB, содержит компонент MeNZB OMV плюс три рекомбинантных антигена (NadA, fHBP-GNA2091 и NHBA-GNA1030). Вакцина способствует выработке антител, которые могут быть перекрестно эффективными для нейтрализации гонококковых белков. Поэтому, в рамках борьбы с гонореей, ученые давно задумывались об эффективности менингококковых вакцин. И — удивительное совпадение — в апреле в журнале Ланцет опубликовано целых 3 статьи с результатами исследований на эту тему.

Исследования эффективности 4CMenB против гонококковой инфекции приводились в США, Австралии и Англии.

В США ретроспективно оценивали, как влияет отсутствие вакцинации, полный курс вакцинации или частичный курс вакцинации на распространенность гонореи среди молодых людей 16–23 лет. Вакцинация против менингококка серогруппы В (от 1 до 3 доз) была связана со снижением распространенности гонореи на 26–40% соответственно.

В Австралии проводилось когортное исследование и исследование случай-контроль среди детей и подростков по определению эффективности вакцины против менингококковой инфекции серогруппы В у детей и против гонококковой инфекции у подростков. В результате зафиксировано снижение заболеваемости менингококковой инфекцией через 2 года после проведения иммунизации (в сравнении с показателями до программы иммунизации). А расчетная эффективность двух доз вакцины против гонореи у подростков и молодых людей составила 32,7% (на основе метода случай-контроль с использованием в качестве контроля лиц того же возраста с хламидийной инфекцией).

В Англии же рассчитали экономическую эффективность вакцинации групп риска против менингококка группы В, и в отчете сказано, что вакцинация позволила бы предотвратить более 110 тысяч случаев гонореи в течение 10 лет.

Вникнуть в статьи можно по ссылкам:

Таким образом, действительно, 4CMenB обладает некоторой перекрестной эффективностью в отношении гонококков, что уже довольно неплохо и дает надежды на разработку вакцин/прививки против гонореи! Ну, а регистрация Бексеро на территории РФ — вдвойне приятная новость. Теперь и от менингококка группы В и частично от гонореи можно будет защититься здесь — даже ездить никуда не надо.

Вакцинируйтесь, мойте руки, используйте презерватив правильно — это похоже на формулу бессмертия.

Авторы:

Врач-инфекционист, паразитолог — Анастасия Душенок