18.04.2022

Чем опасна «суперинфекция» гонореи

17 марта в социальных сетях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) появилось напоминание о возрастающей опасности антибиотикорезистентной гонореи. Каковы особенности этого заболевания и как избежать инфекции?

Гонорея — одна из инфекций, передающихся половым путем (ИППП), которую вызывает гонококк (Neisseria gonorrhoeae). Бактерия поражает слизистые органов мочеполовой системы, но инфекция также может затронуть слизистые рта, глотки, носа и прямой кишки. В 2020 году во всем мире поставили 82,4 миллиона новых диагнозов среди людей от 15 до 49 лет. По данным ВОЗ, большинство случаев гонореи приходится на Африку и Тихоокеанский регион. Однако проблема актуальна и для России.

По данным российского Минздрава, диагностика новых случаев гонореи в 2017 году составила 11 диагнозов на 100 тысяч человек в среднем по России. Причем заболеваемость резко снизилась с начала нулевых: в 2000 году регистрировалось 122 случая гонореи на 100 тысяч жителей России.

Но со снижением заболеваемости появилась другая проблема: гонорею стало сложнее лечить из-за множественной лекарственной устойчивости, поскольку некоторые штаммы инфекции стали нечувствительны к антибиотикам.

Устойчивость бактерий к антибактериальным препаратам называют одной из наиболее серьезных угроз в сфере здравоохранения.

По данным ВОЗ, эффективность антибиотиков снижается быстрее в странах, где антибактериальные препараты можно приобрести без рецепта — к их числу относится и Россия. Этому также способствует приём антибиотиков без назначения врача или нестрогое следование рекомендациям медработника.

Что касается гонореи, то в начале–середине 10-х годов со всего света начали поступать сообщения о распространении опасных штаммов. Первый случай устойчивости к «антибиотику резерва» цефтриаксону зарегистрировали в 2011 году в Японии. В 2016 году в Великобритании был зафиксирован случай неэффективности лечения фарингеальной гонореи (поражение гонококком слизистой оболочки полости рта) на основе двойной терапии: азитромицин плюс цефтриаксон.

Предполагается, что случаи неэффективности лечения и лекарственной устойчивости гонореи при приеме антибиотиков, зарегистрированные в благополучных с точки зрения здравоохранения регионах, это лишь верхушка айсберга. Из более бедных стран поступают данные, которые не отражают реальную картину, а значит ситуация может быть гораздо более плачевной.

Ситуация с лекарственной устойчивостью гонореи в России

В России наблюдаются «примерно такие же тенденции», что и в других странах мира, заявил в интервью член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист Минздрава по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Роман Козлов.

В 2016 году российские учёные опубликовали статью о том, что программа эпиднадзора за гонококковыми противомикробными препаратами существует в России с 2004 года. В 2015 году они исследовали в общей сложности 124 штамма Neisseria gonorrhoeae из 9 регионов России на восприимчивость к противомикробным препаратам. В результате была выявлена резистентность к ранее рекомендованным противомикробным препаратам, таким как пенициллин, ципрофлоксацин и тетрациклин. Лишь один из 124 штаммов обладал сниженной уязвимостью к цефалоспоринам.

В 2020 году российские ученые опубликовали материал об исследовании уже 296 штаммов Neisseria gonorrhoeae. В нем говорилось о случаях устойчивости к азитромицину и ципрофлоксацину. При этом генетические характеристики российских образцов не привели к развитию резистентности к цефалоспоринам.

Чем опасна «суперинфекция» гонореи и как защитить себя

Лекарственная устойчивость не означает, что инфекцию невозможно вылечить, но терапия становится сложнее, дороже и часто требует комплексного подхода. Как заявил в интервью специалист Минздрава Роман Козлов, «неизлечимой гонореи не будет», однако вместо монотерапии придется чаще использовать комбинированную терапию.

Кроме того, ВОЗ предупреждает о других последствиях роста случаев лекарственно-устойчивой гонореи, среди них пятикратное повышение опасности передачи ВИЧ-инфекции, бесплодие, воспаление органов репродуктивной системы у женщин, рост случаев внематочной беременности и выкидышей в первом триместре. Для беременных женщин с невылеченной гонореей есть еще одна опасность: глазные инфекции у младенца, которые могут привести к слепоте.

Для профилактики лекарственной устойчивости нужен комплексный подход. С одной стороны, медработники должны назначать и отпускать антибиотики только в случаях, когда в них есть необходимость, беседовать с пациентами о том, как правильно принимать антибактериальные препараты и рассказывать им об устойчивости гонореи к антибиотикам из-за их неправильного использования. Пациенты, в свою очередь, должны следовать назначениям врачей и не заниматься самолечением.

Важным способом профилактики лекарственно-устойчивой гонореи является использование презервативов при сексуальных контактах любого вида и регулярная сдача анализов на инфекционные заболевания, передающиеся половым путем.