15.04.2020

Цитомегаловирус (ЦМВ) – это один из представителей семейства герпес-вирусов (в него также входят возбудители простого герпеса, ветрянки, вирус Эпштейн-Барра). Первый контакт с вирусом чаще всего происходит в детстве, и большинство взрослых людей имеют к нему антитела. Как и многие вирусы данного семейства, ЦМВ имеет способность сохраняться пожизненно в клеточных резервуарах организма, обычно не вызывая никаких симптомов, так как иммунная система не дает вирусу бесконтрольно размножаться. Однако цитомегаловирус при беременности может реактивироваться из клеток-резервуаров на фоне физиологического снижения иммунной функции у беременной женщины. Это может привести к серьезным нарушениям развития плода, таким как:

• отсутствие слуха;

• снижение зрения или слепота;

• гепатит и желтуха;

• микроцефалия;

• снижение уровня тромбоцитов;

• трудности с обучением;

• эпилепсия.

Цитомегаловирус у беременных особенно опасен для плода, если женщина ранее не контактировала с вирусом, не имеет к нему иммунитета и заразилась ЦМВ во время текущей беременности или незадолго до ее наступления.

Это можно проверить, сдав анализ на антитела к вирусу. Во время беременности проводится мониторинг на так называемый TORCH-комплекс (это анализ на инфекции, которые могут передаваться от матери к плоду во время беременности и вызывать нарушения развития у ребенка: токсоплазма, краснуха, цитомегаловирус и герпес). Оптимально сдать этот анализ еще до наступления планируемой беременности для оценки возможных рисков.

При контакте организма с любым возбудителем (будь то бактерия, вирус или гельминт) в крови могут вырабатываться, по крайней мере, два типа антител: антитела класса IgM и антитела класса IgG. Первые являются «немедленной» реакцией иммунной системы человека на проникновение чужеродного организма и обычно свидетельствуют о недавнем заражении. Второй тип антител направлен на окончательное подавление заболевания и поддержание иммунитета в течение длительного времени (порой пожизненно).

Таким образом, если до беременности выявляются антитела класса IgG, а антитела IgM дают отрицательный результат, это говорит о том, что ваш организм ранее встречался с вирусом, имеет определенный уровень иммунной защиты, и риск повторного заражения очень небольшой. Если же анализ на IgG отрицательный, то необходимы дополнительные меры предосторожности. В практике наблюдения беременной женщины широко применяются и ПЦР-исследования крови и мочи на ЦМВ-инфекцию. Всем женщинам показан обязательный скрининг на цитомегаловирус во время беременности. Сроки и порядок обследования определяются врачом.

Как передается ЦМВ?

ЦМВ обычно передается при тесном контакте с человеком, который уже имеет вирус в своем организме и выделяет его в окружающую среду. Вирус может распространяться через слюну, кровь, мочу, семенную жидкость, грудное вскармливание. ЦМВ может передаваться только от человека, у которого вирус находится в «активном» состоянии и выделяется с биологическими жидкостями. Это случается, например, если:

•    человек впервые заразился вирусом: дети часто передают друг другу вирус при тесных контактах в детском саду;

• вирус «реактивировался»: начал размножаться бесконтрольно через определенное время после первичного заражения. Это происходит в результате существенного ослабления иммунной системы;

•    если произошло реинфицирование (повторное заражение): человек заразился другим подтипом ЦМВ.

Таким образом, источником инфекции наиболее часто могут являться дети, у которых после первого контакта с инфекцией вирус еще некоторое время активно размножается в организме, иногда вызывая симптомы по типу ОРЗ, а иногда и вовсе протекая бессимптомно. В «зоне риска» находятся беременные, которые работают с детьми или уже имеют детей.

Как предотвратить заражение?

Полностью предотвратить инфекцию невозможно: вакцина против ЦМВ пока не разработана. Но во время беременности вы можете снизить риск, при помощи следующих действий:

• регулярно мойте руки с теплой водой и мылом, особенно если вы меняли подгузники ребенку или работаете в детском саду;

• не целуйте маленьких детей в губы или щеку: лучше целовать их в макушку или просто обнять;

• не доедайте еду за ребенком, не пользуйтесь с ним одной и той же посудой;

• не облизывайте детские пустышки.

Как вылечить инфекцию?

В случае же, если плановое скрининговое обследование все же выявило признаки заражения или реактивации инфекции у беременной женщины, дальнейшая тактика лечения и ведения беременности определяется врачом совместно с женщиной с учетом рисков заражения плода. Иногда могут потребоваться инвазивные диагностические вмешательства (такие, как амниоцентез).

Для лечения цитомегаловирусной инфекции в России зарегистрированы следующие препараты: ганцикловир и валганцикловир. За рубежом также используются фоскарнет и цидофовир. Все эти препараты обладают прямым противовирусным действием. Однако возможное воздействие на плод ограничивает применение некоторых из них во время беременности. Имеются исследования, показывающие эффективность и безопасность гипериммунного глобулина G (то есть препарата, содержащего антитела к вирусу) для профилактики передачи инфекции плоду. Выбор тактики лечения, схемы терапии определяется лечащим врачом, исходя из ряда данных: результатов лабораторных исследований, срока беременности и т.д. Что же касается препаратов, опосредованно воздействующих на иммунную систему (панавир, изопринозин, виферон), их эффективность в профилактике врожденной ЦМВ-инфекции не доказана.

Диагностика и лечение цитомегаловируса при беременности – сложная задача, для решения которой обычно требуется одновременное участие опытного акушера-гинеколога и врача-инфекциониста.

Автор: врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич.

Также о цитомегаловирусе вы можете прочитать в нашей статье ЦИТОМЕГАЛОВИРУС ЛЕЧЕНИЕ.