27 января компания Moderna объявила о начале I фазы клинических исследований (КИ) связки вакцины/усилителя eOD-GT8 60mer (mRNA-1644)/Core-g28v2 (mRNA-1644v2-Core).
Если не вдаваться в детали, то эта та же технология, что применена при создании мРНК вакцины Moderna (и Pfizer) против COVID-19. eOD-GT8 60mer — РНК репликон иммуногена, инкапсулированный в липидную наночастицу. Данная конструкция запускает каскад событий, в которых участвуют B-лимфоциты человека, и итогом становится продукция gp120-специфические антител широкого спектра, которые, в свою очередь, способны блокировать ВИЧ. Core-g28v2 — абсолютно аналогичная структура, но в финале воздействие должно запускать продукцию антител широкого спектра к другому белку ВИЧ, что, по задумке исследователей, должно усилить качество иммунного ответа.
История открытия антител широкого спектра (bNAbs) против ВИЧ начинается в 1990 году. Первое активное антитело было описано уже в 1994, с тех пор счет идет на десятки, а обобщены данные о нейтрализующих антителах против ВИЧ на ресурсе bNAber.
Попытки использовать такие антитела как терапевтическую вакцину происходили не раз, но особым успехом не увенчались — антитела довольно быстро исчезали, они «накрывали» далеко не все варианты ВИЧ, а их эффективность также была недостаточной — классические подходы явно не работали в полной мере. Рекомбинантные вакцины первой волны точно так же «не взлетели» как и векторные технологии: лучшее, что удалось получить тут — векторная вакцина RV144, чей «недолет» был все же невероятно вдохновляющим.
Разработка eOD-GT8 60mer была закончена еще в 2018 году в некоммерческой исследовательской компании Scripps Research, в их Центре нейтрализующих антител IAVI под руководством William Schief. Идея eOD-GT8 60mer не нова — получить в крови bNAbs против ВИЧ, антитела широкого спектра, однако реализация в этот раз иная — доставить предельно точные и окончательные инструкции B-клеткам, чтобы они сами, огромной массой, производили эти антитела, и ровно в том виде, как задумано создателями, а не по своему «разумению». И идея разработки именно в создании терапевтической вакцины, а не профилактический, и тем более не средства для окончательного решения проблемы ВИЧ-инфекции.
Почему же данная разработка лежала в столе несколько лет? Окно возможностей открыла пандемия COVID. Произошел слом скепсиса и настороженности в отношении мРНК-вакцин, данный подход стал своего рода мейнстримом, открыв путь к запуску вакцин на данной технологии от гриппа, малярии, онкологических заболеваний, ВИЧ и так далее. Moderna, и многие другие компании, не замедлили воспользоваться такой возможностью.
Момент выбран верно, ресурсы, накопленные за время пандемии, колоссальные — время делать задел на будущее.
Что тут может смущать? Некоторая революционность, а не эволюционный характер процесса: довольно очевидно, что если бы не пандемия, технологии на базе мРНК шли бы к практическому применению медленно, годы, и, скорее пришли бы в более продвинутом виде. Не вызывает большого оптимизма и сама механика: подход с использованием антител широкого спектра действия в текущем виде имеет довольно понятные ограничения — любые антитела не будут воздействовать на покоящиеся клетки и провирусную ДНК ВИЧ, антитела не попадут за гистогематические барьеры, то есть нет никаких сомнений в том, что текущий технологический уровень не даст окончательного решения. Лучшее, на что мы можем рассчитывать, — новый терапевтический подход с периодическими инъекциями, который в сочетании с антиретровирусными препаратами позволит осуществлять подавление ВИЧ.
Почему это важно? Это важно для акционеров Moderna — такая передовая разработка в портфеле будет увеличивать капитализацию компании не один год. Это важно для развития технологии и фундаментальных изысканий — это очень новая сфера, острие прогресса науки, где есть неиллюзорные шансы на великие открытия. Да, мы осознаем, что вакцина Moderna от ВИЧ почти наверняка не станет прорывом и не изменит «правил игры» в проблеме ВИЧ.
Весьма вероятно, что разработка вовсе не увенчается продуктом, однако в процессе будут точно получены ценнейшие знания в одной из самых важных сфер биотехнологии, и это не может не вдохновлять — еще один шаг на пути поиска Святого Грааля биотеха.
Источники:
- IAVI Announces Clinical Trial of Next-Generation HIV Vaccine Candidate Designed to Induce Antibodies to Block HIV Infection. October 8, 2018, iavi.org. https://www.iavi.org/news-resources/press-releases/2018/iavi-announces-clinical-trial-of-next-genera...;
- Eroshkin AM, LeBlanc A, Weekes D, et al. bNAber: database of broadly neutralizing HIV antibodies. Nucleic Acids Res. 2014;42(Database issue):D1133-D1139. doi:10.1093/nar/gkt1083;
- J&J vaccine fails to protect women against HIV infection, September 1, 2021. pharmaphorum.com. https://pharmaphorum.com/news/jj-vaccine-fails-to-protect-women-against-hiv-infection/;
- Gray GE, Bekker LG, Laher F, et al. Vaccine Efficacy of ALVAC-HIV and Bivalent Subtype C gp120-MF59 in Adults. N Engl J Med. 2021;384(12):1089-1100. doi:10.1056/NEJMoa2031499;
- IAVI (https://www.iavi.org/news-resources/press-releases/2018/iavi-announces-clinical-trial-of-next-genera...;
- eOD-GT8 60mer – IAVI;
- eOD-GT8 60mer - IAVI. Phase I trial to evaluate safety and immunogenicity of vaccine candidate engineered to elicit targeted immune response against HIV.
Автор:
Врач-психиатр, редактор проекта hiv.plus Илья Антипин.
Запишитесь на приём к специалисту
Администратор свяжется с вами в удобное для Вас время и уточнит детали и время визита в клинику.
Специалисты
экспертного уровня
Врачи H-Clinic следуют клиническим рекомендациям ведущих профильных ассоциаций России, Европы и США.
Пациент в центре
внимания
H-Clinic – первая частная инфекционная клиника в России. Основана пациентами. Интересы пациента – наше ноу-хау.
Конфиденциальность
— наш принцип
Врачебная тайна, право пациента на тайну диагноза, защита персональных данных.
Собственная
аптека
В наличии и под заказ качественные бюджетные препараты лидеров рынка лечения инфекционных заболеваний.