Что такое ВИЧ-инфицирование?

Если мы говорим, что человек ВИЧ-инфицирован, это означает, что в его организме присутствует ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Наиболее вероятные способы заражения ВИЧ – это половой (передача при гетеро- и гомосексуальных половых контактах) и гемоконтактный (то есть контакт с кровью инфицированного человека, что наиболее часто происходит при употреблении внутривенных наркотиков нестерильным инструментарием).

Mask_Group (1).png

После того, как вирус попал в организм человека, он начинает размножаться в клетках, которые имеют определенные рецепторы. Преимущественно это клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, макрофаги, клетки Лангерганса, клетки микроглии. Больше всего от воздействия ВИЧ страдают именно Т-лимфоциты, так называемые СD4-клетки, или Т-хелперы. В результате размножения вируса внутри этих клеток они разрушаются, постепенно их число уменьшается. У здорового человека содержание CD4 Т-лимфоцитов в 1 микролитре крови составляет от 600 до 1500 клеток. У ВИЧ-позитивного пациента их количество может снижаться и до 300 клеток, и до 100, и даже до 0. Коварство ВИЧ-инфекции в том, что длительное время она может протекать без симптомов, даже при существенном снижении количества СD4-лимфоцитов.

Однако такое воздействие ВИЧ не проходит бесследно – постепенно и медленно (обычно в течение нескольких лет) работа иммунной системы нарушается, в первую очередь это относится к клеточному звену иммунитета.

Снижение иммунитета приводит к тому, что организм становится более уязвим по отношению к инфекциям и опухолям. С прогрессированием иммунодефицита чаще развиваются сначала бактериальные и вирусные инфекции, особенно затрагивающие кожу и слизистые, может наблюдаться рецидивирующее грибковое поражение кожи и слизистых (кандидоз, или «молочница»). Затем такие пациенты начинают страдать от поражения внутренних органов также различными видами бактерий, вирусов, грибков.

Когда развивается СПИД?

В случае глубокого нарушения иммунной защиты (наиболее часто при уровне СD4-клеток менее 200 в микролитре) развивается выраженный иммунодефицит, у пациента возникают такие тяжелые инфекции, как:

• токсоплазмоз
  • пневмоцистная пневмония
  • ЦМВ-инфекция
  • генерализованный туберкулез
  • МАК-инфекция
  • внелегочная криптококковая инфекция.

Все эти заболевания практически не встречаются у людей с нормальным иммунным ответом. Именно они формируют понятие СПИД и называются СПИД-индикаторными.

Mask_Group (2).png

Также СПИД-индикаторными заболеваниями являются некоторые
разновидности опухолей. К ним относятся:

• первичная лимфома головного мозга
  • лимфома Беркитта
  • саркома Капоши с поражением внутренних органов
  • инвазивный рак шейки матки.

Развитие этих заболеваний также опосредованно связано с инфицированием различными вирусами. Например, наличие в организме вируса Эпштейн-Барр (ВЭБ) увеличивает риск лимфомы головного мозга, саркома Капоши развивается на фоне инфицирования вирусом герпеса 8 типа, предрасполагающим к раку шейки матки является инфицирование определенными (онкогенными) генотипами вируса папилломы человека (ВПЧ). А снижение иммунной защиты от онкогенных вирусов еще больше повышает риски развития опухолей и может приводить к развитию СПИДа.

Таким образом, СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) отличается от ВИЧ-инфекции тем, что это продвинутая стадия ВИЧ-инфекции, возникающая при отсутствии адекватной терапии заболевания. Это лишь частный случай ВИЧ-инфекции. Стадия СПИДа характеризуется существенным снижением иммунного ответа и развитием необычных и тяжелых инфекционных и опухолевых процессов в организме.

ВИЧ-инфекция не всегда переходит в стадию СПИДа

Однако стоит помнить о том, что далеко не любая ВИЧ-инфекция переходит в стадию СПИДа. При своевременно начатом адекватном лечении этого вполне может и не произойти. Раньше терапию ВИЧ-инфекции (АРТ, антиретровирусную терапию) назначали пациентам с уже сниженным иммунитетом или очень высокой вирусной нагрузкой, то есть нередко лечение начинали уже на стадии СПИД. Исторически показатели СD4-лимфоцитов, при которых рекомендовалось назначение АРТ, постепенно становились все выше.

Согласно же самым современным международным рекомендациям, ВИЧ-инфекцию необходимо начинать лечить уже при ее выявлении, независимо от количества СD4-лимфоцитов и цифр вирусной нагрузки. Это помогает не только предотвратить прогрессирование ВИЧ-инфекции до СПИДа, но и быстрее достичь повышения количества СD4 до нормальных цифр и не допустить постоянной нагрузки на иммунную систему. Такая хроническая гиперактивация иммунитета может приводить не только к его истощению, но и большей частоте аутоиммунных, сердечно-сосудистых и других заболеваний, на первый взгляд никак не связанных с ВИЧ и СПИД.

Резюмируя все вышесказанное, пациент со СПИДом – это ВИЧ-инфицированный пациент с глубоким иммунодефицитом, и выраженными проявлениями снижения иммунитета; пациент, который страдает тяжелыми инфекционными или опухолевыми заболеваниями.

Пациент с ВИЧ-инфекцией – человек, в организме которого присутствует вирус. Такой пациент вполне может не иметь вовсе никаких проявлений болезни, но для поддержания здоровья и иммунитета на должном уровне ему необходимо ежедневно принимать специальные препараты.

На современном этапе знаний о ВИЧ-инфекции ее вполне можно отнести к хроническим заболеваниям, таким как сахарный диабет или артериальная гипертония, которые при должном наблюдении и терапии не оказывают влияния на среднюю продолжительность жизни человека.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.