07.08.2020
Вакцинация взрослых пациентов от гриппа

В прошлом посте про вакцинацию для взрослых мы писали о серьезном и совсем не редкой пневмонии, которая вызывается пневмококками. Сегодня разбираемся с гриппом - а им болел практически каждый.

Прививать от гриппа начали сравнительно недавно - первые вакцины были зарегистрированы 30 лет назад. Сначала это были живые, ослабленные вакцины, которые имели множество побочных эффектов и и тяжело переносились. Однако со временем стали использоваться вакцины против гриппа, которые содержат не живой вирус, а лишь три или четыре его антигена. Благодаря этому вероятность заболеть в результате вакцинации полностью исключена, а побочные эффекты сведены к минимуму.

Вирус гриппа очень изменчив – он постоянно меняет свою генетическую структуру, поэтому каждый год выходит новая вакцина. Учёные следят за теми штаммами, которые будут актуальны в текущем эпидемическом сезоне и выбирают из них варианты, вызывающие наиболее тяжелые формы заболевания и создающие угрозу эпидемии или пандемии. Именно эти штаммы и включают в состав вакцины.

Какие бывают вакцины?

В России есть возможность привиться как отечественными, так и импортными вакцинами.

Основные российские вакцины это:

• Флю-М
  • Гриппол
  • Совигрип
  • Ультрикс
  • Ультрикс-квадри
  • Гриппол плюс

Привиться этими препаратами можно бесплатно в поликлиниках или специальных пунктах, которые сейчас создаются в торговых центрах или даже в метро.

Есть импортные вакцины, которые сертифицированы на территории России:

• Флюарикс
  • Инфлювак
  • Ваксигрипп

В чем разница между отечественными и импортными прививками?

Качество препаратов для вакцинации оценивается по двум показателям - эффективность, то есть способность вызывать достаточный иммунный ответ, и безопасность, которая достигается очисткой от примесей. Под примесями понимаются лишние белковые молекулы, которые могут вызывать побочные и аллергические реакции.

Эффективность отчасти определяется количеством антигенов. Отечественные вакцины за исключением Флю-М содержат по 5 микрограмм антигена каждого штамма вместо 15, вопреки рекомендациям ВОЗ. А это значит, что иммунный ответ может быть недостаточным, чтобы потом защитить организм от вируса. Учитывая, что сама по себе вакцина, даже при достаточном количестве антигена, также не дает стопроцентной защиты, лучше делать выбор в пользу импортных аналогов.

Сниженное количество антигенов в отечественных вакцинах объясняется добавлением иммуностимуляторов и усилителей иммунного ответа. Доказательная база применения этих добавок недостаточная и ограничивается небольшими исследованиями, не соответствующих современным критериям достоверности. В российском Флю-М, Ультрикс  и всех импортных вакцинах такие компоненты не используются.

Вакцинация делается однократно, после нее может быть легкое недомогание, которое проходит за два-три дня.

Что дает прививка и кому надо прививаться?

Как мы написали выше, прививка не дает полной гарантии, что вы не заболеете гриппом. Тем не менее, вероятность заболеть значительно ниже, а если вы все таки заболеете, то болезнь будет протекать легче и выздоровеете вы быстрее.

Кроме того, прививка практически полностью исключается вероятность серьезных осложнений или смерти - а от гриппа можно умереть.

Заболеть от прививки нельзя, потому что в ней нет живого вируса гриппа, а есть только его части - антигены, которые вызывают иммунный ответ, но не могут привести к развитию заболевания.

При этом, прививка от гриппа не защищает вас от других форм респираторных заболеваний, которые могут быть очень похожи на грипп. Чтобы защититься от некоторых из них - нужно прививаться от пневмококков и гемофильной палочки, которые большую часть этих заболеваний и вызывают. Об этих инфекциях и о прививках от них - читайте в нашем следующем материале.

Прививаться имеет смысл всем, но в особенности:

Женщинам планирующим беременность и всем, кто с ними проживает
Беременным со второго триместра
Людям старше 55
Людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями органов дыхания
Людям с ослабленным иммунитетом (при приеме гормональных препаратов, при сахарном диабете, при других иммунодефицитах)
Противопоказанием к прививке может быть аллергия на куриный белок (если вы ели в своей жизни яичницу хотя бы один раз, то у вас такой аллергии скорее всего нет), острое заболевание (во время него нельзя прививаться) или беременность в первом триместре. Во всех остальных случаях никаких проблем с вакцинацией от гриппа не возникает.