18.11.2019
Вакцинация от пневмококка в Москве Пневмококк — это бактерия из рода стрептококков, которая может вызывать такие инфекционные заболевания, как:

• менингит;
  • бактериемия (распространение инфекции с током крови);
  • пневмония;
  • отит.

Пневмония (с бактериемией или без нее) — наиболее частая форма пневмококковой инфекции у взрослых как в России, так и во всем мире. Также следует отметить, что в нашей стране пневмококк лидирует как возбудитель бактериальных менингитов среди взрослых старше 25 лет: среди тех менингитов, возбудитель которых был установлен, показатель заболеваемости составил 0,18–0,22 на 100 тыс. населения для пневмококковых менингитов, в сравнении с 0,03–0,11 для менингококковых менингитов и 0,01 для гемофильных менингитов.

Вакцины от пневмококка очень хорошо предотвращают тяжелые формы заболевания, требующие длительной госпитализации и порой приводящие к смертельным исходам. В то же время вакцинация на 100% не гарантирует предотвращение заболевания у всех привитых, несмотря на существенное снижение рисков.

С января 2014 года вакцина против пневмококковой инфекции включена в Национальный календарь профилактических прививок Российской Федерации. Ее делают всем детям с 2 месяцев до 5 лет.

Виды вакцин против пневмококковой инфекции

Существуют две разновидности вакцины  против  пневмококка: конъюгированные и полисахаридные. Иногда необходима только одна прививка, иногда две, разными препаратами. Это зависит от возраста и показаний к вакцинации.

Превенар 13 — это наиболее распространенная конъюгированная вакцина, которая защищает против 13 подтипов пневмококковых бактерий. Наличие в составе белка-конъюгата помогает выработке эффективного иммунитета у детей и у лиц со сниженным иммунитетом, а также длительной иммунологической памяти (иммунитет после вакцинации сохраняется длительно).

Для   массовой  иммунизации  детей рекомендованы  следующие схемы вакцинации. Серия двукратной первичной вакцинации: вводят 2 дозы Превенар 13 с интервалом между введениями не менее 2 месяцев. Первую дозу можно вводить детям с возраста 2 месяцев. Ревакцинацию проводят однократно в 11–15 месяцев. При начале вакцинации в более старшем возрасте схемы могут немного отличаться.

Полисахаридные вакцины Пневмо23 и Пневмовакс 23 (ППВ 23) защищают уже против большего спектра бактерий — 23 разновидностей. Однако в этих вакцинах отсутствует белок-конъюгат, что делает необходимым ее использование в комбинации с Превенаром 13, а также приводит к тому, что иммунитет после прививки этим препаратом сохраняется в течение 3–5 лет.

Схемы вакцинации

Двойная вакцинация сначала прививкой Превенар 13, а затем полисахаридной рекомендована детям и взрослым, входящим в группы риска по тяжелым пневмококковым инфекциям. Среди людей 2–18 лет — это дети:

• с хроническими болезнями сердца;
  • с хроническими болезнями легких;
  • с сахарным диабетом;
  • с хронической почечной недостаточностью, нефротическим синдромом;
  • с ВИЧ-инфекцией;
  • с иммунодефицитами — первичными, иммуносупрессией на фоне приема препаратов, онкогематологическими заболеваниями;
  • с ликвореей, а также перенесшие кохлеарную имплантацию;
  • лица после удаления селезенки или с функционально неполноценной селезенкой (например, при серповидно-клеточной анемии);
  • ранее не привитые часто болеющие дети;
  • дети, находящиеся в домах ребенка, детских домах и т. д.
В случае, если ребенок привит вакциной Превенар 13 по полной схеме и относится к одной из этих групп риска, ему вводят 1 дозу ППВ 23 с интервалом не менее 8 недель от последней дозы Превенар13.

Среди взрослых вакцинации подлежат:

• все люди старше 65 лет;
  • ВИЧ-инфицированные;
  • лица с хроническими заболеваниями легких, сердечно-сосудистой системы, печени;
  • прежде всего вакцинируют часто госпитализируемых больных;
  • инфицированные микобактериями туберкулеза;
  • больные с сахарным диабетом;
  • лица с бронхиальной астмой — при сопутствующих хроническом бронхите, эмфиземе, при частых рецидивах и длительном приеме системных стероидов;
  • выздоровевшие после острого среднего отита, менингита, пневмонии;
  • лица в специальных условиях или социальных учреждениях и организованных коллективах (армейские коллективы, дома престарелых и инвалидов);
  • курильщики старше 19 лет;
  • с иммунными дефектами (теми же, что и у детей).

Для ранее не привитых взрослых в возрасте до 65 лет с хроническими соматическими заболеваниями (болезни печени, легких, сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, курящие) достаточно однократного введения ППВ23. Людям более старшего возраста (старше 65 лет) рекомендуется следующая схема вакцинации: сначала вводится Превенар 13, затем через 1 год ППВ23. У больных с иммунными дефектами интервал между Превенар 13 и ППВ 23 может сокращаться минимально до 8 недель.

Для пациентов с хорошим иммунным ответом такой двойной вакцинации будет достаточно. При наличии же ВИЧ-инфекции, других иммунодефицитов, необходима ревакцинация вакциной ППВ23 через 5 лет.

Таким образом, наличие хронических заболеваний является показанием к вакцинации, а не противопоказанием, как многие думают. Дело в том, что люди с наличием подобных хронических болезней имеют больший риск заболевания и тяжелого течения болезни, и прививка от пневмококка в таких случаях является наиболее надежной защитой.

Абсолютными противопоказаниями к вакцинации являются лишь сильные реакции на предыдущую дозу и гиперчувствительность к компонентам вакцины. Конечно, в период острого заболевания или обострения/декомпенсации хронического вакцинация также не показана. Но после выздоровления — безопасна и необходима.

Автор:
Врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.
врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич