15.07.2019
Прививка от гепатита В в Москве

Гепатит В — заболевание печени, вызванное ДНК-содержащим вирусом из семейства гепаднавирусов. Вирус гепатита В может вызвать умеренной тяжести заболевание, заканчивающееся клиническим выздоровлением через несколько недель, а может приводить к серьезной пожизненной хронической инфекции. В этом случае у пациентов в крови, как правило, выявляется HBsAg, и их иногда называют HBsAg-позитивными.

Гепатит В передается через кровь, сперму и другие жидкости организма. Заразиться можно следующими путями:

• При рождении (ребенок, чья мать инфицирована, может заразиться во время родов);
  • При использовании общих предметов гигиены (бритвы/зубные щетки) с инфицированным человеком;
  • Контакт с кровью или поврежденной кожей инфицированного человека;
  • Сексуальные контакты с инфицированным партнером;
  • Использование общих игл при употреблении внутривенных наркотиков;
  • Контакт с кровью на иглах для инъекций или других острых медицинских инструментах.

Таким образом, в зоне повышенного риска инфицирования вирусом гепатита В находятся следующие группы среди взрослых:

• Сексуальные партнеры HBsAg-позитивных людей;
  • Сексуально активные люди, практикующие промискуитет;
  • Люди, имеющие (имевшие) заболевания, передающиеся половым путем;
  • Люди, контактирующие в быту с HBsAg-позитивными людьми;
  • Медицинские и социальные работники, особенно контактирующие с кровью и биологическими жидкостями пациентов;
  • Персонал и жители социальных организаций для людей с нарушениями здоровья;
  • Люди с терминальной стадией заболевания почек, включая получающих диализ (гемодиализ, перитонеальный диализ);
  • Люди с ВИЧ-инфекцией;
  • Путешественники, выезжающие в регионы, где отмечается средний или высокий уровень инфекций, вызванных вирусом гепатита В;
  • Мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами;
  • Потребители инъекционных наркотиков.

Формы гепатита В

Гепатит В может протекать в острой или хронической форме.

Острый гепатит В — это кратковременное заболевание, которое возникает в течение первых 6 месяцев после контакта с вирусом. Он чаще всего проявляется в виде повышения температуры тела, слабости, снижения аппетита, тошноты и/или рвоты, желтухи (кожа и глаза приобретают желтый цвет, моча становится темной, цвета «темного пива», кал обесцвечивается).

Хронический гепатит В — это заболевание, которое возникает в результате длительного, чаще пожизненного, присутствия вируса в организме человека. Большинство пациентов с хроническим течением вирусного гепатита В не имеют симптомов, однако болезнь эту не стоит недооценивать. Хронический гепатит В может приводить к развитию цирроза и рака печени.

Пациенты с хроническим гепатитом В могут распространять инфекцию, даже если они сами чувствуют себя хорошо и не имеют симптомов заболевания. Большинство пациентов с хроническим гепатитом В вынуждены принимать лекарства в течение всей жизни. Полного излечения добиться удается не всегда. Прием препаратов помогает снизить риск прогрессирующего повреждения печени и передачи вируса другим людям. Такое течение заболевания делает еще более важной профилактику заражения, а именно проведение вакцинации против гепатита В.

Прививка от гепатита В может предотвратить заболевание и его последствия, такие как цирроз и рак печени. Вакцины против гепатита В (вне зависимости от их производителя) являются генно-инженерными, то есть содержат только отдельные компоненты вируса, а не сам вирус. Это делает их безопасными и малореактогенными (то есть они крайне редко вызывают местные и общие побочные эффекты). В то же время вакцина обладает высокой иммуногенностью — у 90–95% привитых вырабатывается достаточное для защиты от инфекции количество антител, а иммунитет, как правило, сохраняется более 20 лет. Противопоказаниями к прививке от гепатита В является только повышенная чувствительность к дрожжам или другим компонентам препарата.

Вакцинация от гепатита В в России

В России массовая вакцинация против гепатита В была начата в 2000г., что позволило существенно снизить заболеваемость острыми и хроническими формами заболевания, а также заболеваемость раком и циррозом печени (по крайней мере, у детей). В настоящее время вакцинация от гепатита В в нашей стране входит в Национальный календарь профилактических прививок.

Рекомендуемая схема вакцинации: первая вакцина против гепатита вводится в первые 24 часа жизни новорожденным, вторая — через месяц, третья — в 6 месяцев. Для не привитых ранее детей старше 1 года и взрослых в возрасте от 18 до 55 лет рекомендуется вакцинация по аналогичной схеме.

В случае контакта с кровью носителя или незащищенного сексуального контакта с больным гепатитом В, контактным лицам с целью профилактики заражения показано введение специфического иммуноглобулина против гепатита В и немедленное (в 1-е сутки) начало вакцинации по экстренной схеме 0–1–2–12 месяцев. У вакцинированных ранее людей при возможности следует немедленно определить уровень антител к HBsAg и, если их количестве в крови более 10 МЕ/л, экстренную вакцинацию можно не проводить.

При наличии иммунодефицитных состояний той или иной этиологии (ВИЧ-инфекция, пациенты с онкогематологическими заболеваниями, терминальной почечной недостаточностью, находящиеся на гемодиализе) прививка против гепатита В не противопоказана, даже напротив, необходима, учитывая повышенный риск инфицирования. Однако иммунитет на фоне этих заболеваний не всегда формируется адекватно, что делает целесообразным тестирование на уровень антител через 1 и 3 месяца после введения последней дозы вакцины. При уровне антител менее 10 МЕ/мл вводят еще 3 дозы вакцины по схеме 0–1–6 месяцев.

Автор:
Врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна.

Медицинский редактор:
Руководитель Университетской клиники, к.м.н.,
врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич.