29.06.2018
Современное представление о токсоплазмозе

Токсоплазмоз один из лидеров среди инфекционных заболеваний по количеству мифов и ложных убеждений, как со стороны простых людей, так и со стороны врачебного сообщества. Этим заболеванием гинекологи пугают беременных женщин, безграмотные терапевты «сваливают» на токсоплазмоз ряд состояний, которые им не удается распознать.

Токсоплазмоз это паразитарное заболевание, вызываемое внутриклеточным паразитом Toxoplasma gondii. Этот возбудитель способен размножаться и существовать практически в любых клетках человеческого организма, но чаще всего встречается в клетках скелетной мускулатуры и головного мозга. Попадая в организм любого теплокровного животного (включая человека) T.gondii вызывает острое заболевание, распространяясь по организму проникает в различные ткани и органы. Далее вступает в действие иммунная система, которая ограничивает распространение паразита, но он сохраняет себя в организме животного или человека в виде цист, находящихся преимущественно в мышцах. В таком виде латентная инфекция может протекать очень длительно, что не несет угрозы для организма носителя с корректно работающей иммунной системой. Заразиться от животного, носителя латентного токсоплазмоза можно, употребив в пищу его мясо, не прошедшее достаточной термической обработки, которая нейтрализует цисты токсоплазм. Человек является своеобразным эпидемиологическим тупиком для токсоплазм, так как в обычной жизни он не является заразным для окружающих. Исключение составляет лишь острый токсоплазмоз у беременной женщины, который может привести к заражению плода, переливание крови и трансплантация органов.

Токсоплазмоз распространен широко, и в странах, где практикуется употребление в пищу сырого или недостаточно термически обработанного мяса, до 50% населения и более могут быть инфицированными токсоплазмами. Во Франции частота инфицированности составляет 54%. В США 15% женщин детородного возраста инфицированы этим паразитом. В некоторых общинах эскимосов заражено около 60% населения по причине частого употребления в пищу сырого мяса тюленей.

Таким образом, ведущей причиной заражения токсоплазмами в мире является употребление в пищу недостаточно термически обработанного мяса, содержащего цисты T.gondii.

Широко распространено ошибочное мнение, что основным источником токсоплазм для человека являются наши любимые кошки. Это не совсем правильно, так как кошка болеет острым токсоплазмозом только один раз в своей жизни, и именно в этот момент она выделяет ооцисты токсоплазм с фекалиями, но обычно не дольше 2-3 недель. Далее эта кошка перестает быть опасной для хозяина и даже при повторном заражении, выделения ооцист больше не происходит. Стоит упомянуть, что ооцисты, выделяемые с фекалиями кошки первые 3-5 дней, а иногда и несколько недель являются «незрелыми» и не способны заразить человека.

Сами же кошки заражаются, поедая сырое мясо (при охоте на мышей или это может быть говядина, принесенная хозяином с рынка), содержащее цисты токсоплазм. Гораздо реже заражение кошки происходит, когда хозяин приносит «зрелые» ооцисты с улицы на своей обуви. Таким образом, кошка, которая не охотится на мышей, не гуляет на улице и не питается сырым мясом имеет крайне мало шансов заразиться токсоплазмозом и стать угрозой для своего хозяина. Но и в этом случае регулярная уборка кошачего лотка, соблюдение гигиенических норм, короткий период паразитовыделения сводят к минимуму риски инфицирования человека.

Ооцисты выделяют только представители семейства кошачьих, так как они являются основными хозяевами токсоплазм. «Основной» хозяин — это эпидемиологический термин, означающий животного, в организме которого происходит половой цикл размножения. Все остальные теплокровные животные, включая человека, являются «промежуточными» хозяевами токсоплазм, в их организме происходит бесполое размножение с появлением цист возбудителя в мышцах.

Отдельно следует упомянуть опасность токсоплазмоза для беременной женщины и плода. Многочисленные данные говорят о том, что для плода опасно исключительно недавнее заражение беременной женщины, т.е., когда она переносит острый токсоплазмоз. А такая ситуация возможна только один раз в жизни - после первичного заражения.

Токсоплазмоз, перенесенный женщиной ранее – не является угрозой для ребенка! Для того, чтобы понять – раннее это заражение, или перенесенная в прошлом инфекция, необходимо пройти специальное обследование, которое включает определение антител к токсоплазмам, степень их «зрелости» и т. д. Нужно помнить, что далеко не все положительные результаты, полученные при обследовании свидетельствуют об опасности для самой беременной или ее ребенка.

В случае, когда подтверждается острый токсоплазмоз у беременной – это не является показанием к прерыванию беременности! Опытный инфекционист оценит степень риска для ребенка и даст соответствующие рекомендации по лечению. Токсоплазмы не сразу проникают в кровоток ребенка, им нужно достаточно много времени – 1-4 месяца для того, чтобы сначала попасть в плаценту, накопиться в ней в достаточном количестве и только после этого инфекция может проникнуть в организм ребенка. Таким образом, риски заражения ребенка в первом триместре минимальные – около 6%, далее этот показатель увеличивается, достигая 65% в 3 триместре. Своевременная диагностика и корректное лечение позволяет существенно снизить риски заражения плода.

В качестве терапии острого токсоплазмоза у беременной женщины используются 2 стратегии:

1.     При высоком риске или при подтвержденном заражении ребенка назначаются препараты, максимально эффективные против размножающихся токсоплазм;

2.     Если признаков поражения плода нет, то назначается лечение для профилактики заражения плода – препараты, способные накапливаться в плаценте и эффективно подавлять размножение в ней паразита.

У людей без иммунодефицита острый токсоплазмоз чаще всего (>90%) протекает бессимптомно и заканчивается формированием цист в тканях, тоесть клиническим выздоровлением. У остальных развиваются неспецифические признаки острой инфекции – субфебрильная температура, увеличение лимфатических узлов, слабость. Период от заражения до возможного появления симптомов составляет от 5 до 20 дней.

У людей с признаками иммунодефицита, например, у ВИЧ-позитивных, острая токсоплазменная инфекция и реактивация латентной инфекции (выход возбудителя из цист в мышечной ткани) могут вызвать тяжелое поражение головного мозга по типу специфического энцефалита, поражение глаз в виде хориоретинита и другие тяжелые заболевания. Также, реактивация латентного токсоплазмоза у ВИЧ-позитивной беременной женщины может привести к заражению ребенка, такая ситуация требует наблюдения и лечения профильными специалистами – инфекционистом и акушером-гинекологом.

Подведем итоги:

1.     Основным источником заражения токсоплазмами является недостаточно термически обработанное мясо, содержащее цисты паразита.

2.     Кошки являются второстепенным источником инфекции.

3.     Обследование на токсоплазменную инфекцию и трактовку полученных результатов должен осуществлять специалист в области инфекционных заболеваний.

4.     В большинстве случаев острый токсоплазмоз протекает бессимптомно.

5.     Опасность для плода представляет только недавнее заражение беременной женщины (менее 6 месяцев).

6.     Острый токсоплазмоз у беременной женщины требует обязательного лечения.

7.     У ВИЧ-позитивных пациентов с низкими показателями СД4-Т-лимфоцитов существует угроза реактивации латентной инфекции и тяжелого течения острого токсоплазмоза с развитием серьезных осложнений.

Для женщин, планирующих беременность рекомендовано обследование на наличие антител к T.gondii. Отрицательный результат обследования говорит о том, что данная женщина не болела токсоплазмозом ранее и у нее есть риски им заболеть в период беременности. Для снижения подобных рисков необходимо соблюдать определенные правила, которые четко сформулированы в 2013 году в клиническом практическом руководстве общества акушеров-гинекологов Канады :

1.     Надевать перчатки и тщательно мыть руки и ногти при работе с материалом, потенциально загрязненным фекалиями кошки (песок, земля, садоводство).

2.     Снижать риск инфицирования от домашних кошек: не держать кошек в помещении; кормить домашних кошек только термически обработанной консервированной едой или сухим кормом.  Удалять мусор и фекалии кошки в перчатках каждые 24 ч.  Кошачий лоток после его очистки и перед его наполнением обрабатывать кипятком в течение 5 мин.

3.     Употреблять в пищу только хорошо термически обработанное мясо (> 67 °c).

4.     Замораживать мясо до температуры -20 °С (данная температура убивает цисты T. gondii).

5.     Очищать поверхность и посуду, которые контактировали с сырым мясом.  Не употреблять сырые яйца или сырое молоко.

6.     Мыть фрукты и овощи перед употреблением

7.     Предотвращать перекрестное заражение: тщательно мыть руки и посуду после контакта с сырым мясом или овощами.  Не пить воду, которая может быть загрязнена ооцистами.  Помнить, что во время копчения или сушки мяса цисты T. gondii могут сохраняться;

8.     Холодильных условиях хранения паразит не гибнет (T. gondii сохраняет жизнеспособность после 68 дней при температуре +4 °c);

9.     Приготовление пищи в микроволновой печи не уничтожает паразитов.

Коннов Данила
Врач-инфекционист H-Clinic