03.02.2021
Прививки против гриппа, Москва

Так случилось, что это самая нелюбимая прививка. Даже те, кто уверен в пользе остальных вакцин, могут игнорировать вакцинацию против гриппа. Сегодня разобьём в пух и прах основные возражения против этой прививки.

Я НЕ ПРИВИВАЮСЬ от ГРИППА, потому что… КАЖДЫЙ РАЗ НОВЫЙ ШТАММ!

Точнее сказать – новые штаммы. Каждый раз новые штаммы содержатся в новой вакцине. Вакцина от гриппа – единственная вакцина, которую приходится производить каждый год. И срок ее годности – не более года от момента производства, именно потому что потом придут они - новые штаммы.

Все вирусы гриппа типа А делятся на штаммы по гемагглютинину (обозначается буквой Н) и нейраминидазе (обозначается буквой N) и далее происходит более тонкое деление на подвиды.

Как их угадывают ученые? Конечно, не угадывают, а прогнозируют. Ведут постоянный контроль за штаммами вируса гриппа у заболевших и за развитием эпидемии в другом полушарии. В феврале выходят рекомендации для Северного полушария, а в сентябре — для Южного. Вакцины, которые делают сейчас, сделаны на основании рекомендаций для Северного полушария:

- вирус, подобный A/Guangdong-Maonan/SWL1536/2019 (H1N1) pdm09;
- вирус, подобный A/Hong Kong/2671/2019 (H3N2);
- вирус, подобный B/Washington/02/2019 (B/Victoria lineage);
- вирус, подобный B/Phuket/3073/2013 (B/Yamagata lineage).

Последний штамм содержался в вакцине прошлого года, а остальные были обновлены.

Я НЕ ПРИВИВАЮСЬ от ГРИППА, потому что… НЕ ДЕЛАЮ ПРИВИВКУ и НЕ БОЛЕЮ.

Помним про везение и удачу. Некоторые дорогу на красный свет переходят, и их машина не задавила. Тоже на красный все будем ходить? А если удача отвернется?

Есть данные, что частично удача зависит от того вируса гриппа, которым мы заболели впервые. Импринтинг - свойство иммунной системы реагировать лучшей выработкой антител при повторной встрече именно с тем штаммом вируса гриппа, который был первым в твоей жизни.

Если Вы впервые заболели гриппом, который вызвал вирус с гемагглютинином Н1, то будете навсегда частично защищены от всех других штаммов из этой группы. Именно такую защиту от гриппа получили люди, рожденные до 1968 года рождения (тогда доминировал именно этот штамм).

Те, кто родился после 1968 года, вероятнее всего впервые заболели из-за вируса с гемагглютинином Н3. Поэтому именно эти штаммы гриппа в течение жизни будут вызывать более легкое заболевание или вообще не вызывать болезнь. Зато очень тяжело эти люди болели во время пандемии 2009 года, вызванной вирусом гриппа H1N1.

Обратите внимание – в современной вакцине всегда находятся оба эти компонента, так что полезна она всем, независимо от года рождения.

Я НЕ ПРИВИВАЮСЬ от ГРИППА, потому что… УЖЕ ДЕЛАЛ ПРИВИВКУ и ЗАБОЛЕЛ.

От самой прививки заболеть невозможно. Потому что она НЕ ЖИВАЯ. Недомогание после вакцинации – это не болезнь, а поствакцинальная реакция.
А если мы говорим про «заболел» не сразу, а про «заболел потом этим самым гриппом». То вот три аргумента по этому поводу.

Первый. Болел не гриппом. Многие, делая прививку от гриппа, рассчитывают, что они вообще не будут болеть этой зимой. Но есть еще парагрипп, аденовирусы, РС-вирусы, коронавирусы и прочие респираторные вирусы. Прививка от гриппа защищает исключительно от гриппа. Из всей этой компании до недавнего времени он считался самым опасным.

Кроме того, можно заболеть и тем штаммом гриппа, который не вошел в вакцину. Ведь в вакцину входят только наиболее опасные штаммы, от которых можно умереть.

Второй. Болел легко. Даже привитый от гриппа человек может заболеть гриппом, но без тяжелых осложнений и летального исхода. Иммунный ответ на вакцинацию может быть недостаточным. И есть данные, что это даже может зависеть от того штамма гриппа, которым мы заболели впервые.

Третий. НЕ выбрал вакцину. В России есть особые вакцины, разбавленные в три раза, но зато снабженные иммуномодулятором. Лучше выбирать вакцины, содержащие достаточное количество антигена (15 мг) без лишних добавок.

Автор: терапевт, к.м.н. врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic Екатерина Юрьевна Степанова