18.01.2021
Прививаться от коронавируса или нет: позиция Университетской клиники H-Clinic

Мы сторонники и вакцинации, и доказательной медицины – это факт. Нас, как и наших пациентов, не устраивает положение вещей, когда о любой вакцине можно сказать, что «недостаточно данных», но факт остается фактом – большая часть вопросов к вакцинам против COVID-19 упирается в то, что на сегодня «недостаточно данных».

Почти десяток вакцин одобрены в тех или иных странах, в том или ином формате. Более полусотни вакцин-кандидатов в разных стадиях испытаний на людях, а примерно десяток уже в финальных фазах исследований. Вся совокупность накопленных данных позволяет нам сказать, что в части безопасности, у нас на сегодняшний день нет серьезных опасений ни по одной используемой вакцине.

В части данных об эффективности есть вопросы ко всем вакцинам, и мы отдаем себе отчет в том, что более или менее приемлемого качества данные мы получим сильно позднее, и скорее всего даже не в текущем году.

На основании всех наших знаний, опыта и доступных нам на сегодня данных мы формулируем свою текущую позицию по вакцинации от COVID-19 ниже:

Какая вакцина лучше?

Мы не знаем. И на сегодня считаем, что лучше прививаться любой доступной вам вакциной. На сегодня для ответа на этот вопрос недостаточно данных и накапливаться для адекватного анализа они будут еще долго.

Кого вакцинировать?

Любой человек может и должен быть вакцинирован при желании и отсутствии индивидуальных противопоказаний. Как и любое решение, решение о вакцинации должно приниматься на основе профессиональной оценки соотношения риска и выгод для каждого отдельного человека.

Вакцинироваться ли людям в возрасте 60 и старше?

С 26 декабря вакцина Спутник V разрешена для людей от 18 лет, и далее – без ограничения по возрасту. Формальных препятствий нет, качественных данных об эффективности и аспектах безопасности в этой группе нет и еще долго не будет. Выгоды для данной группы максимальны, при условии, или, скорее пока с надеждой на то, что вакцинация будет иметь приемлемую эффективность.

Вакцинироваться ли молодым людям?

Мы считаем, что если COVID-19 для молодых людей в среднем не несет значимых рисков для жизни, однако они могут быть активными распространителями COVID-19. Поэтому вакцинация была бы крайне желательна в этой группе, при наличии убедительных данных, что вакцинация предотвращает передачу. К сожалению, пока это не очевидно и общей рекомендации для данной группы у нас нет. При наличии индивидуальных факторов риска – однозначно прививаться.

Вакцинироваться ли беременным?

Несмотря на то, что COVID-19 при беременности в отдельных случаях становится серьезной проблемой, у нас пока нет одобренной для беременных вакцины, поэтому рекомендации по вакцинации беременных отсутствуют.

Вакцинировать ли детей?

Пока у нас нет доступной для детей вакцины и об этом можно не говорить.

Вакцинировать ли тех, кто переболел COVID-19?

Случаи повторного заражения единичные, а повторная инфекция течет обычно легко или бессимптомно. Во многих странах не прививают людей, которые переболели менее 90 дней назад. На данный момент нет никаких данных, которые бы указывали на ошибочность данного подхода. Пока нет качественных данных об эффективности вакцин, а случаи повторного заражения критически редки, мы не рекомендуем вакцинироваться тем, кто переболел, в том числе тем, у кого антитела к SARS-CoV-2 со временем «ушли».

Должна ли вакцинация менять наш образ жизни в условиях пандемии?

Мы много раз выше повторили тот факт, что надежных и детальных данных об эффективности вакцинации у нас нет, отсюда следует, что после прививки точно так же требуется соблюдение социального дистанцирования, минимизация контактов, применение средств индивидуальной защиты и повышенное внимание к личной гигиене. По-крайней мере до получения убедительных данных об эффективности вакцинации.

Данная позиция сформулирована «здесь и сейчас» и актуальна на январь 2021 года. В будущем она может измениться или оказаться в какой-то части ошибочной. Но сегодня, взвесив все «за» и «против» мы готовы взять на себя ответственность и призвать вас вакцинироваться.

Следите за доступностью вакцины для вас, ваших близких и примите без задержек правильное решение.