15.06.2021

Открытое письмо врачей Университетской клиники H-Clinic, специализирующейся на инфекционных заболеваниях, Москва

Врачи Университетской клиники H-Clinic публикуют сегодня это открытое письмо не потому, что пытаются в 1001 раз переубедить антипрививочников. Это письмо для тех, кто способен мыслить самостоятельно и принимать личные ответственные решения.

Антипрививочная риторика за время пандемии COVID-19 стала совсем маргинальной. При этом мракобесия не стало меньше, оно изменило форму – стало менее радикальным, а от того еще более опасным.

Мягкая его форма направлена в большей мере на вполне разумных людей, не лишенных способности мыслить критически. Мракобесие сегодня паразитирует именно на точке, где человек рационально взвешивает выгоды и риски. И выбор получается не всегда разумным на фоне всеобщей усталости от ситуации и недоверия к вакцинации в целом.

Основной аргумент мракобеса сейчас – «нет полноценных данных исследований». Он говорит: «Я не против вакцинации, я не мракобес, но я подожду» Самое опасное, когда он – человек из медицины. Это может быть врач любой специальности, медицинская сестра, академик, профессор…

Мы убеждены, что Россия имела все шансы, но провалила процесс вакцинации. И не стоит пенять на то, что опять народ попался не тот или страной руководят не те. Все мы знаем, что Правительство Москвы бесплатно обеспечивает вакцинами и частные клиники, и государственные. Привиться можно практически любому желающему, даже в торговом центре.

Мы так же знаем, что многие пытаются получить (и получают) сертификаты о вакцинации не привившись фактически.

И знаем массу медперсонала, кто не вакцинируется сам и транслирует эту позицию своим пациентам.

Но так же мы видим страны которые быстро и организованно привили большую часть уязвимого населения и теперь справедливо пожинают плоды.

Снимает ли организационный провал или «антипрививочные трансляции» экспертов ответственность с человека, который отказывается прививаться или не соблюдает меры предосторожности? Нет. На то она и личная - ответственность. В конечном итоге решение принимает каждый самостоятельно.

У нас на сегодня есть вакцина Спутник V. Возможно, что оценка эффективности в отношении предотвращения заражения завышена, но на ИВЛ сегодня нет иммунокомпетентных привитых людей. Умирают те, кто не болел ранее и так и не привился. Мы не знаем, будут или есть редчайшие случаи тяжелого течения у людей с высокими уровнями антител - скорее всего такие редкие случаи будут. Мы до сих пор не можем с уверенностью сказать – какие защитные титры. Но это не должно останавливать. Спутник однозначно и существенно снижает риски тяжелого течения и смерти. Это бесспорный факт. Не давайте себя запугать единичными случаями, сохраняйте широкий взгляд на ситуацию.

У нас не будет другой вакцины этим летом, а скорее всего гораздо дольше. В Россию не придут импортные вакцины в должном количестве еще долго, а возможно, что и никогда. Почти ни у кого из нас не получится и слетать к тем вакцинам. Но нет и сравнительных исследований, которые дали бы нам возможность делать выбор в сторону той или иной вакцины. У нас сегодня есть только Спутник. Со всеми плюсами, минусами, вопросами и ответами.

Вопрос сегодня простой – что будем делать мы? Прошлой весной у нас не было выбора, сегодня у нас выбор есть. Мы действительно можем привиться прямо сегодня, как минимум в Москве. Мы убеждены, что сегодня величайшей глупостью будет не воспользоваться этой возможностью. Любые иные варианты сегодня – точно хуже.

Мы должны существенно ускориться с темпами вакцинации в связи с данными о появлении нового варианта вируса SARS-CoV2. Ведь если мы ранее видели единичные случаи повторного заболевания, то сейчас ситуация меняется. Приобретает смысл вакцинация переболевших, так как по предварительным данным это дает наибольшую защиту.

Да мы живем в условиях постоянного недостатка информации, постоянно меняющейся информации. Мы не можем следовать принципам доказательной медицины, как обычно. Мы не отступаем от принципов, мы временно и точечно понижаем планку достаточного уровня доказательности, осознавая и оценивая риски, в той же рамке доказательной медицины, но в условиях недостатка времени для получения данных привычного уровня.

Если официальная программа активной или пассивной профилактики перейдет грань, за которой баланс выгоды-риски будут не в пользу граждан, мы точно так же будем об этом говорить.

Если у нас появятся хорошие новые опции защиты - мы будем одними из первых, кто об этом начнет говорить. А сейчас мы говорим - привейтесь, только все вместе мы сможем остановить пандемию.