05.10.2020

Меланома - самый опасный тип рака кожи, при этом именно на нее приходится каждый 8-ой случай кожных новообразований.  По статистике только 30% меланом развивается из уже существующих невусов, остальные 70% развиваются на неизмененной коже.

Факторами риска для развития меланомы являются:

• светлая кожа

• большое количество родинок

• семейные случаи меланомы у близких родственников

• иммунодефицитные состояния, ВИЧ-инфекция

• избыточная инсоляция

• травмирование родинки и др.

Логично, что чем раньше выявлено образование, тем легче его вылечить

Но раннее выявление злокачественной меланомы прежде всего зависит от осведомленности пациента и знаний врача.

Например, в Австралии принята программа, согласно которой симптомы злокачественных опухолей кожи изучаются в общеобразовательных и профессиональных школах. В ходе этой программы удалось повысить выживаемость при меланомах головы и шеи до 81% (!). Вот почему очень важно проводить регулярное самообследование и знать, какие признаки изменения родинок и невусов должны вызвать беспокойство. Основные из них - это появление новых родинок, асимметрия образования, наличие неровных краев невуса, неравномерная пигментация, диаметр родинки/невуса более 6мм, изменение родинки с течением времени.

При выявлении у себя подозрительного образования, необходимо обратиться на консультацию к дерматологу или дерматоонкологу для проведения дерматоскопии.

Что такое дерматоскопия?

Это осмотр новообразования через “ручной микроскоп” (дерматоскоп). Это один из самых простых и самый безболезненный метод диагностики кожных новообразований (как злокачественных, так и доброкачественных). Благодаря дерматоскопии можно выявить первые признаки изменения в структуре невуса и вовремя избавиться от него. Данный метод позволяет нам на ранней стадии диагностировать опасные новообразования и тем самым предупредить развитие роста и метастазирования злокачественной опухоли.

Кому необходимо проводить дерматоскопию?

Всем без исключения(!)

Особенно, если вы заметили появление новой родинки или нашли у себя хотя бы один из признаков подозрительных для меланомы невусов/родинок.

Как часто?

В среднем, дерматоскопия должна выполняться 1 раз в полгода, зато какие эти полгода спокойные, когда знаешь, что с родинками все в порядке ;)

Автор: врач-дерматовенеролог, косметолог, трихолог Анна Александровна Павлова

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич.