09.06.2021

Вакцинация ранее переболевших COVID-19

Сейчас в мире можно встретить несколько типов людей:

Первый тип «выживший» и это не про Лео в одноименном фильме, а про людей, которые тяжело переболели ковидом, столкнулись с кучей осложнений, даже с постковидным синдромом, но лелеют надежды на то, что дважды это точно повториться не может.

Второй тип «один такой в белом пальто стою красивый» - это про тех, кто переболел бессимптомно или стерто, но имеет антитела, а значит по определению непобедим).

Третий тип людей «гроссмейстер» - всё продумал наперёд, защитился, не болел, привился двумя дозами вакцины и думает, какой предпринять следующий шаг, чтоб наверняка.

Четвертый тип «комбо» - и поболели, и привились, непонятно - больше от страха или с каким-то великим умыслом.

Ну про корона-диссидентов и антипрививочников уже не сегодня. Некогда объяснять, третья волна ковида накрывает нас снова.

Согласно результатам исследований, «комбо»-тип занимает самую выигрышную позицию, и вот почему.

CDC рекомендует прививать против ковида всех, и переболевших в том числе, однако конкретных сроков вакцинации после перенесенной болезни не указано.

Изначально там значилась цифра 90 дней после болезни, в нашей стране оптимальный срок для вакцинации определен как через 6-8 месяцев после болезни (видимо есть у нас какое-то чутье). Остается открытый вопрос с дозированием - точнее оставался, сейчас мы получаем на него ответы.

Как и давным-давно около полугода назад мы писали про редкие кейсы реинфекции, так и сейчас - они так и остаются редкими. Согласно трекеру реинфекций COVID-19, можно увидеть, что подтвержденных случаев повторного инфицирования в мире за всё время - всего 94. Надо понимать, что сюда не входит Россия, вероятно потому что у нас особо не заморачиваются с подтверждением реинфекции и подачей заявок о подтвержденных случаях.

Повторное заражение больше связано с появлением мутантных штаммов, а не с отсутствием иммунитета. Однако даже тут есть нюансы - важную роль играет уровень защитных антител, и их количество более 1000ме/мл способно нейтрализовать любые мутанты вируса, даже южноафриканский штамм В.1.351.

Эти данные мы получили из Франции. Они же показали, что риск повторного инфицирования ниже на 96,7%, что антитела могут снижаться в течение года, но все равно сохраняются на достаточном уровне для защиты от других штаммов, но не В.1.351. А вот вакцинация ДАЖЕ ОДНОЙ ДОЗОЙ вакцины приводила к какому-то нереальному (но на самом деле реальному) повышению уровня антител до нейтрализующего все варианты вируса.

Схожие данные мы имеем по медработникам в Англии, но медиана «безопасного» периода (когда можно спокойненько хвастаться антителами после болезни и не бояться заболеть повторно) - около 7 месяцев. https://www.thelancet.com/.../PIIS0140-6736(21.../fulltext

То есть мы наконец подтвердили, что антитела после болезни защищают нас и степень защиты коррелирует с уровнем антител. Однако выработка антител зависит от Т-клеток иммунной системы. В Нью-Йоркском институте иммунологии выяснили, что Т-клетки памяти реактивны в течение полугода после перенесенной болезни, а затем нуждаются в дополнительной стимуляции и после вакцинации одной дозой могут сохраняться и развиваться в течение года, обеспечивая защиту для повторного заражения.

Вероятнее всего в ближайшее время появится новая информация, к которой мы сначала отнесемся скептически, а потом начнем внедрять в практику, но на основании имеющихся данных, можно сказать, что люди, переболевшие COVID-19, в целом защищены в течение 7 месяцев после болезни, а вакцинация одной дозой любой из имеющихся против коронавируса вакцин обеспечит антительный ответ, способный нейтрализовать даже самые страшные варианты вируса.

Кстати, ревакцинация может не понадобиться в отличие от привитых, но не болевших людей.

Не знаем, откуда наш Минздрав взял сроки для вакцинации переболевших 6-8 месяцев, но судя информации, приведённой выше, они попали прямо в точку

Не болейте, соблюдайте меры индивидуальной защиты. А если все же переболели, то не старайтесь избежать вакцинации, кто знает, может после нее вы станете супер-человеком.

Автор:  врач-инфекционист Анастасия Душенок.