10.12.2020
Особенности диагностики и лечения малярии, Москва

COVID-19 ограничил выбор зарубежных новогодних маршрутов, многие наши соотечественники делают выбор в пользу Танзании и ее архипелага Занзибар, воспетого в детских книгах про доктора Айболита. Нам до Айболита далеко, но знания о том, что недавние случаи малярии, которые привели к смерти россиян, можно было предотвратить и избежать трагических финалов, нам не дают права молчать. Предлагаем ознакомиться с нашим небольшим обзором.

Про паразитов читать скучно, понимаем, но если вы собрались на новогодние каникулы 2020-21 в Танзанию, внимательно прочтите хотя бы пункты Профилактика и Диагностика – эта информация вполне реально может сохранить жизнь.

Что такое малярия?

Малярия – это паразитарное заболевание, опасное для жизни, возбудителем которого являются паразиты рода Plasmodium. По количеству смертей среди паразитарных заболеваний малярия занимает 1 место – ежегодно эти цифры достигают 400 тысяч.

«Переносчиками малярии» являются самки комаров вида Anopheles – из практически 400 видов комаров Anopheles около 30 являются значимыми. Человек заражается через укусы инфицированных комаров, пик активности которых приходится на сумерки и предрассветные часы.

Как происходит поражение организма при укусе комара?

Инкубационный период может варьировать от нескольких дней до нескольких лет в зависимости от вида плазмодия. При тропической малярии симптомы появляются обычно через 10–15 дней после укуса комара. Первые проявления, такие как озноб,  лихорадка, интенсивное потоотделение, – называются малярийным пароксизмом и возникают при разрушении эритроцитов.  Именно эти симптомы неспецифичны и часто могут быть расценены как ОРВИ, что приводит к потере времени и позднему началу терапии. Если не диагностировать болезнь вовремя и не начать лечение в течение первых 24 часов, малярия, вызванная P. falciparum может развиться в тяжелую болезнь, часто заканчивающуюся летальным исходом. В результате разрушения эритроцитов развивается гемолитическая анемия, может появиться желтуха. При обследовании больного можно выявить увеличение размеров печени и селезенки. Прогрессирование тропической малярии связано с нарушением микроциркуляции и приводит к полиорганной недостаточности, возникновению церебральной формы заболевания, заканчивающейся летальным исходом.

Кто и где рискует заболеть?

Путешественники подвержены высокому риску заболевания малярией. Эндемичными районами, то есть районами, где можно инфицироваться малярией, являются практически 90 стран по всему миру, преимущественно это Африка, Азия и американский континент. Маленькие дети, беременные женщины и люди с ослабленной иммунной системой в случае заражения малярией подвергаются наибольшему риску развития тяжелой формы заболевания. А у людей, проживающих в эндемичных районах, наоборот, может развиваться частичный иммунитет, при котором риски развития тяжелых форм малярии снижаются.

В Танзании, включая Занзибар, преобладающим видом плазмодиев является P.falciparum (более 85%) – самый опасный вид, вызывающий тропическую малярию, 10% приходится на P.ovale, остальные на P.vivax, P.malariae.

Профилактика

Малярия поддается профилактике. Перед поездкой в эндемичные по малярии страны или регионы путешественникам следует обратиться к специалисту для получения информации о необходимых профилактических мерах – как неспецифических, так и лекарственных.

К неспецифическим профилактическим мерам относятся ношение закрытой одежды, применение инсектицидов, репеллентов, специальных сеток от комаров. Также старайтесь избегать нахождения вне жилья в период с начала сумерек до рассвета, когда активность комаров наиболее высока.

Но основным способом профилактики малярии является профилактика противопаразитарными препаратами. Современная медицина рекомендует, в зависимости от эндемичности территории, использовать для профилактики индивидуально подобранные схемы противомалярийных препаратов, основными из которых являются мефлохин, тафенохин, атоваквон-прогуанил.

Профилактический прием препаратов обычно начинается за 1-2 недели до поездки (иногда за несколько дней до поездки), продолжается весь период нахождения на эндемичной территории и до 4 недель после возвращения из путешествия. Кроме того при подборе схемы немаловажное значение имеет беременность, наличие сопутствующих заболеваний или противопоказаний для данных препаратов. Прием препаратов может быть ежедневным или еженедельным.

Но стоит помнить, что даже несмотря на проводимую профилактику, которая существенно снижает риск, инфицирование все же возможно и могут возникнуть нетипичные клинические проявления заболевания, поэтому у путешественника после возвращения из эндемичного района должна остаться настороженность по поводу малярии.

Диагностика

У всех путешественников, вернувшихся из эндемичных по малярии районов, а также иммигрантов, при появлении лихорадки и озноба должен быть исключен диагноз малярии. Диагностика основана на световой микроскопии мазка крови и позволяет выявить паразитов, их вид и количество, что важно для определения тактики наблюдения и лечения. В основном, этот анализ выполняется в лабораториях инфекционных стационаров, но в Москве есть возможность выполнить данное исследование в институте медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е. И. Марциновского, а также в H-Clinic. При отрицательном результате, это исследование необходимо повторять через 12-24 часов до получения трех отрицательных заключений.

Лечение

Лечение малярии достаточно эффективно при своевременном начале. Выбор препаратов зависит от вида плазмодия, тяжести заболевания, территории инфицирования и данных о лекарственной устойчивости плазмодиев на данной территории. Чаще всего используются комбинированные схемы терапии. При подозрении на тропическую малярию лечение начинают эмпирически еще до получения результатов мазка, так как время начала лечения существенно влияет на исход заболевания.

Еще раз, для тех, кто планирует посещение Танзании (Занзибара) зимой 2020-2021 г.г. дублируем два важных пункта

При планировании путешествия обратитесь за консультацией к профильному специалисту для получения информации об эффективных и рациональных способах профилактики заражения опасными инфекциями.

После возвращения из путешествия необходимо наблюдать за своим состоянием и при повышении Т тела незамедлительно обращаться за медицинской помощью с обязательным указанием факта пребывания на эндемичной по малярии территории.

Автор: врач-инфекционист Университетской клиники H-Clinic Душенок А. А..

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич.

Как происходит поражение организма при укусе комара?

Существует пять видов плазмодиев, способных вызвать малярию у человека: P. falciparum, P. vivax, P. ovale, P. malariae и P. knowlesi. Наиболее широко распространены P. falciparum и P. vivax, но самым опасным является P. falciparum – возбудитель тропической малярии. Именно на долю тропической малярии приходится наибольшее количество осложнений и смертельных исходов. из-за высокого уровня осложнений и смертности. В Африканском регионе P. falciparum вызывает около 99,7% случаев заболевания малярией. В регионах Юго-восточной Азии, Восточном Средиземноморье и Западной части Тихого океана этот показатель колеблется от 50% до 70% всех случаев малярии. Примерно такое же количество случаев – около 70%, вызывает P. vivax в американском регионе.

После укуса комара в организм человека проникают спорозоиты, которые проникают в клетки печени и дозревают там до мерозоитов. После созревания они разрывают клетки печени и выходят в кровоток, где инфицируют эритроциты и превращаются в трофозоиты. Трофозоиты растут и дают новое поколение мерозоитов,  которые через 48-72 часа разрывают эритроцит и в кровотоке заражают новые эритроциты, повторяя цикл. Некоторые трофозоиты превращаются в половые формы – гаметоциты, которые при укусе комаром больного человека попадают в кишечник комара. В комаре запускается половой цикл размножения, в результате которого развиваются и мигрируют к слюнным железам спорозоиты. При следующем укусе комар инфицирует нового человека.