28.04.2022
Как лечить генитальный герпес мужчинам и женщинам

Что такое генитальный герпес,
как узнать, что это он

Генитальный герпес — это хроническая вирусная инфекция, которая может быть вызвана вирусами простого герпеса I и II типа. Раньше считалось, что это инфекционное заболевание вызывается только вторым типом вируса, а «простуда» на губах — это проделки вируса 1-го типа, но оральный секс изменил нашу жизнь. В последнее время доля случаев генитального герпеса, вызванного ВПГ I типа, растет, что особенно заметно среди МСМ и молодых женщин. Для генитального герпеса, вызванного II типом ВПГ, характерно более тяжелое течение и частые рецидивы.

Передача вируса происходит половым путем при всех видах секса, а также при контактах со слюной, спермой и другими содержащими вирус биологическими жидкостями.

У большинства людей без симптомов или с умеренными клиническими проявлениями диагноз генитального герпеса может быть и не установлен. Легкие симптомы могут остаться незамеченными или быть ошибочно приняты за другие кожные заболевания (прыщ или вросшие волосы). Это не круто, потому что, если человек не знает, что у него герпес, он не соблюдает достаточно профилактических мер, чтобы не передать вирус своему половому партнеру.

При симптоматическом течении генитального герпеса обычно появляются один или несколько волдырей/пузырьков в области половых органов. Волдыри лопаются и оставляют болезненные язвы, для заживления которых может потребоваться неделя или больше. Гриппоподобные симптомы, например, лихорадка, ломота в теле или увеличение лимфоузлов, могут сопровождать высыпания или предшествовать им.

Диагностика заболевания

Диагноз устанавливается клинически — при наличии характерных изменений на губах, крыльях носа или половых органах — но требует подтверждения методом ПЦР (выявление генетического материала вируса в жидкости из пузырьков или отделяемом язвочек). При отрицательном результате ПЦР может помочь серологическая диагностика — исследование, есть ли в крови специфические антитела к вирусам I и II типов.

Если никаких высыпаний и других симптомов (боли, жжение) никогда не было, то рутинное обследование не показано. Правда есть два исключения: планирование беременности (необходимо проверять обоих партнеров) или высокий риск генитального герпеса (более 10 половых партнеров за жизнь, ВИЧ-инфекция или выявление/лечение ранее других инфекций, передаваемых половым путем).

Но если есть хоть малейшее подозрение, что у вас может быть генитальный герпес, особенно при появлении каких-то умеренных высыпаний, даже не очень похожих на герпетические по описанию, необходимо обратиться к врачу для уточнения их причины.

Как лечить половой герпес с высыпаниями в интимных зонах

Как лечить генитальный герпес

Чего только не делают мужчины и женщины, когда появляются высыпания в интимных зонах, чем только не мажут, какие свечи и куда только не вставляют. На самом деле нет ничего эффективнее настоящей противовирусной терапии, которая доказано работает. Это основа лечения герпеса. Главное понимать — что и у кого мы собираемся лечить.

Для противовирусного лечения используют широко известные препараты: ацикловир, валацикловир или фамцикловир. Далее в статье речь пойдет только о формах препаратов для приема внутрь. Существует также мазь ацикловира, она даже пользуется большой популярностью, но на деле биодоступность, способность активного компонента проникать в место борьбы с вирусом, местной терапии (мази) низкая. Эффективной такая терапия не будет и может привести к формированию устойчивости вируса к ацикловиру.

В некоторых случаях лечение проводят внутривенно, но часто это тяжелые случаи, которые требуют госпитализации, поэтому обсуждаем только таблетки.

Разные клинические ситуации требуют от нас совершенно разного подхода к тому, как лечить герпес на половых органах (половых губах, члене). Большое значение имеет — первичный ли это эпизод или повторный, а если повторный, то — как часто происходят рецидивы?

Первичный эпизод может быть достаточно интенсивным и длительным, с большим объемом поражения и тяжелыми язвенными дефектами, поэтому лечение необходимо для сокращения длительности процесса и ускорения заживления.

Почти все люди, у которых был зафиксирован симптоматический первичный эпизод генитального герпеса, в дальнейшем испытывают рецидивы. Конечно, последующие рецидивы могут быть менее интенсивными и не такими длительными.

Каждый эпизод обострения генитального герпеса должен быть пролечен стандартными курсами противовирусной терапии, что в дальнейшем может снизить количество эпизодов и интенсивность проявлений, а может и ремиссия наступить на какое-то время.

Прием препаратов необходимо начинать как можно раньше, желательно — в первые 24 часа от появления высыпаний или даже в продромальную фазу — когда появляются дискомфот: например, жжение/зуд, где должны появиться высыпания, но их пока нет. Некоторые люди знают свои триггеры обострения генитального герпеса и начинают принимать препараты заранее (например, перед менструацией, сменой климата, стрессовыми ситуациями), но официальных рекомендаций по упреждающей терапии нет.

Согласно рекомендациям ВОЗ и Европейским, а также рекомендациям CDC, если за год у пациента более шести рецидивов герпетической инфекции, это уже показание к так называемой супрессивной/подавляющей терапии: приему препарата в одной дозе ежедневно на протяжении длительного периода (обычно не менее года и далее каждый год пересмотр необходимости дальнейшего приема). Супрессивная терапия снижает частоту рецидивов на 70–80%! И это безопасно — существуют исследования, которые подтверждали безопасность длительного приема препаратов (на протяжении нескольких лет подряд).

Но, опять же, если рецидивов больше шести, но меньше десяти — это одни дозировки, а если рецидивов более десяти — совсем другие.

Генитальный герпес при беременности и
у ВИЧ-положительных

В некоторых случаях ежедневный прием противовирусных препаратов назначают мужчинам на период зачатия для предотвращения передачи вируса партнерше. И на поздних сроках беременности могут назначить противовирусные препараты маме для предотвращения инфицирования плода.

При лечении генитального герпеса у людей с положительным и отрицательным ВИЧ-статусом также существуют различия в дозах и длительности приема препаратов. И, в целом, на выбор препарата, дозы, схемы и длительности приема может влиять много факторов: возраст, беременность (тут все зависит от сроков беременности и от того, первичная ли это инфекция или повторная), эффективность ранее проводимой терапии и другие факторы, поэтому тут не обойтись без специалиста, который поможет все разложить по полочкам. Вернемся к тому, что, если вы не уверены в том, что это герпес, правильно оценить ситуацию и выбрать тактику может только врач.

Возможна ли вакцинация

Несмотря на то, что эффективность длительного приема противогерпетических препаратов достаточно высока, не все пациенты могут достигнуть значительных улучшений, поэтому в России можно прибегнуть к последней попытке взять контроль над вирусом герпеса — это вакцинация. Почему только в России? Потому что в мире зарегистрированных вакцин против герпетической инфекции I,II типов нет. В России существует и применяется с 1985 года вакцина против вирусов герпеса I и II типов — называется она Витагерпавак. Механизм действия заключается в усилении специфического иммунного ответа самого организма на фоне введения антигенов вируса. Курс вакцинации включает в себя две серии с интервалом в полгода, а каждая серия состоит из 5 доз, по 1 дозе в неделю. К нашему огромному сожалению, клинические исследования по ее испытанию проводились только в нашей стране, и доказательная база ее эффективности небольшая. Но клинический опыт применения показывает, что она позволяет улучшить качество жизни у большинства пациентов, страдающих от выраженных проявлений и/или частых рецидивов инфекций, вызванных вирусами простого герпеса.

Вылечить герпес раз и навсегда невозможно, но есть много способов достаточно эффективно бороться с ним, снижать количество рецидивов, длительность и выраженность их течения, повышать качество жизни пациентов. А какой из этих способов подойдет каждому конкретному человеку, подскажет врач. В нашей клинике мы назначаем только информативные анализы и эффективное лечение герпеса, а также дружественно и с пониманием относимся к особенностям каждого пациента.

Автор:

Врач-инфекционист, паразитолог Анастасия Душенок