11.12.2019

Фибросканирование печени в Москве

Тяжесть хронических заболеваний печени во многом определяется изменением строения нормальной печеночной ткани: чем больше клеток повреждено, тем больше соединительной (рубцовой, фиброзной) ткани замещает нормальную ткань печени. После установления причины хронического повреждения печени, необходимо определить степень фиброза. Это помогает в прогнозировании дальнейшего течения заболевания и часто определяет диагностическую и лечебную тактику врача.

Стадии фиброза выражаются цифрами от 0 до 4. Чем больше цифра, тем более выражены изменения в ткани печени.

0        = нет признаков фиброза

1        = слабая степень фиброза

2        = умеренная степень фиброза

3        = выраженный фиброз

4        = цирроз

Общепринятым «золотым стандартом» определения степени фиброза является прямое исследование ткани после проведения пункционной биопсии печени. Биопсия печени – это инвазивная (то есть осуществляемая с нарушением целостности кожных покровов процедура), направленная на получение небольшого участка печеночной ткани, который может быть исследован под микроскопом. Это дает возможность врачам:

•      диагностировать заболевание печени;

•      определить степень фиброза

Недостатки данного метода следующие:

имеется риск кровотечения как осложнения процедуры

•      может быть противопоказан в определенных ситуациях

•      существует вероятность, что участок ткани, полученный в ходе пункции, не будет отражать состояние печени в целом

•      гистологическая оценка может быть субъективной –разные специалисты могут интерпретировать полученную картину по-разному

•      относительно высокая стоимость

•      дискомфорт для пациента при проведении инвазивной процедуры

К счастью, пункционная биопсия – это не единственный метод, позволяющий оценить состояние печеночной ткани. В настоящее время широко доступны неинвазивные методы, преимущества которых включают:

1)      отсутствие противопоказаний и осложнений при проведении исследования;

2)      воспроизводимость (при повторных исследованиях получаем тот же результат);

3)      возможность оценивать степень фиброза в целом органе, а не только в исследуемом участке;

4)      высокая чувствительность и специфичность для диагностики цирроза;

5)      легкость применения.

Существуют три основных разновидности неинвазивных тестов для определения степени печеночного фиброза:

Серологические панели. Серологические маркеры фиброза подразделяют на прямые и непрямые. Прямые маркеры фиброза включают показатели, отражающие синтез и распад коллагена –основного компонента соединительной ткани. Непрямые маркеры фиброза представляют собой рутинные анализы крови, которые показывают изменения функций печени, но не отражают направленность метаболизма. Эти панели обладают высокой воспроизводимостью и широко доступны. Однако они не позволяют различать выраженность фиброза при его умеренных проявлениях.

Комбинированные шкалы и алгоритмы. Данная группа методов использует комплекс измерений, чтобы получить информацию о состоянии печени. Имеющиеся в настоящее время алгоритмы включают: Fibrotest, Hepascore, Fibrospect, Fibrometer, FornsIndex, индекс аспартат-аминотрансферазы к тромбоцитам (APRI), Европейскую панель Фиброза (ELF), SAFE Biopsy (SAFE: Последовательный алгоритм оценки фиброза), BAAT score (включающий индекс массы тела, возраст, уровень АЛТ, уровень триглицеридов), BARD score, шкалу NAFLD и FIB-4.

Техники визуализации. Для усовершенствования выявления и оценки фиброза, были разработаны техники визуализации. Эти техники основаны на классических методах визуализации, таких как ультразвуковое исследование, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. Методы включают импульсную эластометрию, магнитно-резонансную эластометрию, эластографию с помощью акустического радиационного давления и сонографию с контрастным усилением. Все эти методы способны более точно, чем серологические панели и комбинированные шкалы различать выраженность фиброза при умеренных его степенях. Наиболее распространенной и недорогой методикой исследования является эластометрия, или фибросканирование печени.

Фибросканирование – это метод, основанный на измерении жесткости паренхимы печени (ЖПП) по смещению ультразвуковой волны, распространяющейся внутри тканей печени. Современные аппараты фибросканирования позволяют параллельно с оценкой фиброза проводить определение степени стеатоза (количества жировых включений в ткани печени). Это дает возможность врачу составить достаточно четкое представление о состоянии ткани печени. В то же время активное воспаление, наличие беременности, асцита (свободной жидкости в брюшной полости) и высокое центральное венозное давление могут повлиять на точность результатов. Однако врач (а именно врач должен оценивать результаты исследования) всегда может определить наличие данных состояний и, при необходимости, назначить дополнительное обследование.

Многие как государственные, так и частные клиники в Москве предлагают данную диагностическую процедуру. Однако помимо выбора места, где пациента устраивает стоимость, необходимо обратить внимание на качество оборудования, на котором проводится исследование, возможность оценки стеатоза печени, а также наличие квалифицированного врача, который может правильно интерпретировать полученные данные и предложить дальнейшую тактику лечения.

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич