26.06.2018
Диагностика и лечение дисбактериоза мозга в Москве

Доктор, у меня дисбактериоз! Хотя я, вообще-то, человек образованный и знаю, что дисбактериоза не существует…

К каждому врачу-гастроэнтерологу ежедневно обращаются пациенты с жалобами на вздутие живота, неустойчивость стула, дискомфорт в околопупочной области. По результатам проведенных обследований (анализы, УЗИ, гастро-, а зачастую и колоноскопия) никакой патологии не выявляется. Многие врачи диагностируют синдром раздраженного кишечника, выписывают малоэффективное симптоматическое лечение или направляют пациента к психотерапевту для терапии «несварения жизненной ситуации».

Ранее, еще в советское время, подобного рода состояния называли дисбактериозом, или дисбиозом (если перевести это слово с древнегреческого, получится нарушение бактерий). Этот термин настолько привычен для любого российского гражданина, что с ним могут поспорить лишь вегето-сосудистая дистония и дискинезия желчно-выводящих путей. В 90-х годах XX века этот диагноз был в медицинской карточке у каждого, кто по разным причинам обращался к врачу. Да и сегодня, при покупке антибиотиков в аптеке, фармацевт обязательно предложит вам еще что-нибудь для «защиты кишечника», иногда в весьма категоричной форме.

Современная медицина не отрицает наличие дисбактериоза… как общего термина. Дисбактериоз в современном понимании — это нарушение баланса микрофлоры кишечника. Причины этого состояния продолжают изучаться, и единой точки зрения на этот счет нет.

Наиболее распространенные причины дисбактериоза:

• нарушение пищевых привычек (диета, введение в рацион новых блюд, ограничение или исключение привычных),

• вредные привычки (алкоголь, стресс, жевательная резинка),

• пищевая непереносимость (аллергическая или вследствие нехватки фермента),

• заболевания желудка, поджелудочной железы, желчного пузыря,

• Хеликобактерная инфекция (Helicobacter pylori).

Диагностика нарушений микрофлоры кишечника – очень затруднительная задача. Традиционно считается, что наиболее информативный метод диагностики — посев кала. Однако посевы кала в настоящее время активно используются лишь в России и некоторых республиках СНГ. Результаты посева на дисбактериоз не представляют диагностической ценности. Это связано с тем, что возможность посева позволяет определить или вырастить лишь 20 видов бактерий из нескольких сотен, а то и тысяч обитателей кишечника. Причем если одну порцию кала разделить на несколько частей и сдать в разные лаборатории, вы можете получить диаметрально противоположные результаты.

Наиболее современным методом диагностики нарушений баланса флоры (синдром избыточного бактериального роста) является водородный дыхательный тест — неинвазивное исследование функционального состояния кишечника, направленное на выявление нарушения всасывания в кишечнике некоторых веществ, например, лактозы.

В выдыхаемом воздухе содержится свыше 2000 разнообразных веществ, и, помимо процесса дыхания как такового, легкие выполняют функцию выведения этих веществ. Часто в составе выдыхаемого воздуха присутствуют газы, которые образуются в процессе метаболизма кишечных бактерий. Одним из них является водород, который можно легко измерить при помощи приборов при проведении дыхательного теста. Изменение концентрации водорода позволяет судить о функциональном состоянии кишечника.

Водородный дыхательный тест — это безопасная, простая, эффективная и безболезненная диагностика. Результаты теста позволяют за короткое время поставить диагноз и назначить лечение.

В нашей клинике вопросами расстройства баланса флоры кишечника занимается врач-гастроэнтеролог Анна Киселева.