25.03.2020

Последствия коронавируса (COVID-19)

Сколько людей с COVID-19 выздоравливает?

Летальность среди подтвержденных случаев составляет 4%. Значение безусловно сильно уменьшится в будущем из-за того, что на сегодня не учитывается большое число незарегистрированных случаев с легким и бессимптомным течением. Главный медицинский советник правительства Великобритании Крис Уитти не согласился с глобальной оценкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 3,4% – по его мнению, вероятные потери составят около 1%*. Следует помнить, что переломный момент в Китае наступил примерно через месяц после начала вспышки. Предпринятые меры привели к тому, что число выздоровевших стало превышать число новых случаев, и вспышка стала затухать. Именно на эффект мер сдерживания рассчитывают страны Запада.

*оценка соотношения числа умерших к числу случаев во время пандемии является весьма условной, напомним, что оценки во время пандемии H1N1 по отношению к итоговым параметрам оказались завышены в 10 раз. Для разных стран на 24 марта процент умерших от зарегистрированных случаев находится в диапазоне от 11,23% (Сан Марино) до 0,37% (Австралия).

Заразен ли человек после выздоровления?

Данные неполные и противоречивы. Немецкие пилотные исследования показали, что COVID-19 быстро достигает пика – уже через 10 дней после начала заболевания пациенты с легкими формами становятся не заразными. Однако по данным, собранным у четырех инфицировавашихся медиков из Уханя, вирус детектировался еще две недели после исчезновения симптомов. Заметим, что отсутствие симптомов, в том числе кашля и чихания, само по себе значительно снижает риски передачи. В отдельных случаях сроки могут, вероятно, существенно отличаться. В недавно опубликованном случае в журнале The Lancet описан пациент из Китая, у которого вирус обнаруживался в верхних дыхательных путях в течение 37 дней.

Возможно ли повторное инфицирование COVID-19?

После перенесенной инфекции человек не может заболеть вновь тем же типом вируса, если сформировалась полноценная иммунная защита. Повторное заражение возможно либо другим типом вируса, либо тем же, при отсутствии полноценного иммунного ответа организма на первый эпизод болезни.. Впрочем, есть единичные случаи, когда не исключается повторное инфицирование, например, женщина 40 лет из Осаки или один из пассажиров Diamond Princess, а также один пациент в Южной Корее. Ещё и некоторый сумбур вносит исследование, проведенное в китайской провинции Гуандун, где у 14% выздоровевших находили вирус.

Выводы делать слишком рано – случаи единичные и плохо документированные. Есть много объяснений, почему могли возникнуть такие результаты, в том числе неверная трактовка выздоровления, а также разного рода ошибки при тестировании. Эксперты Центров по контролю заболеваний в США (CDC), указывают на то, что детали иммунного ответа организма человека на COVID-19 изучены пока плохо, но если опираться на данные по инфекции, которую вызывал другой, еще более опасный коронавирус MERS-CoV, то следует полагать, что иммунная защита должна формироваться и в случае с COVID-19.

Как долго может сохраняться иммунитет к COVID-19?

Ответ на тот вопрос будет получен после разработки и широкого внедрения серологических количественных и качественных тестов на антитела к вирусу, вызывающему COVID-19. Пока такие тесты находятся в стадии разработки. Кейджи Фукуда, директор Школы общественного здравоохранения при Гонконгском университете, по этому поводу заметил в интервью LA Times: «Было бы очень необычным, если бы при правильно функционирующей иммунной системе вы вскоре инфицировались бы повторно». Регулятор США выдал разрешение на применение первого качественного теста на антитела к COVID-19 21 марта, уже в последние числа марта ожидается начало использования данного теста Cepheid Xpert Xpress SARS-CoV-2 в лечебных учреждениях США. Также первые наборы для экспресс-тестирования на днях вывела на рынок корейская компания Sugentech, тест SGTi-flex на наличие IgM и IgG к вирусу, вызывающему COVID-19, уже получил сертификацию Евросоюза.

Когда я могу выйти на работу после выздоровления от COVID-19?

Критерии CDC определяют излечение от COVID-19 как отсутствие лихорадки без использования жаропонижающих средств в течение трех полных дней, а также отсутствие в течение недели таких симптомов, как кашель и одышка. Рекомендации CDC также предполагают два последовательных отрицательных мазка. В таком случае излечение считается полным, и человек может начать контактировать с другими, в том числе на работе. Заметим, что в госпиталях Гонконга описали значимое снижение функции легких у двух третей пациентов. В таких случаях может потребоваться более длительный восстановительный период, включающий различные методы реабилитации, в том числе физиотерапию.

При написании статьи в том числе были использованы материалы Jordi Sales “What happens after you recover from coronavirus? 5 questions answered”, 20 марта 2020, weforum.org.