02.07.2022

Без-имени-1.jpg

Два года ограничений, локдаунов, масок, дистанционного обучения и удаленной работы в России подошли к концу. Сегодня Роспотребнадзор снимает все ограничения, введенные на территории РФ из-за пандемии ковид-19, но при этом указывает на возможность возобновления ограничительных мероприятий при ухудшении эпидемической обстановки. Хотя сейчас ковид этот кажется таким далеким.

Неужели он еще не всё?

Действительно, сейчас новости о коронавирусе,вспышках, вакцинации, ревакцинации, осложнениях болезни и т.д. отошли на второй план. Сейчас очень много волнений на другие темы — распространение вируса оспы обезьян по Европе и миру,гуманитарный кризис на Украине, которые несет в себе опасность распространения в России и мире таких болезней как холера, дифтерия, полиомиелит. На фоне этого всего ОРВИ (пусть даже ковид-19) звучит неубедительно и нестрашно. Но то, что об этом не говорят, совершенно не означает, что этого нет. Новостные каналы по коронавирусной инфекции обновляются постоянно и непрерывно. Чувство, что его нет, — ложное.

Всего за период со 02.03.2020 по 30.06.2022 в России было зарегистрировано 18.430.239 случаев новой коронавирусной инфекции, а в настоящее время по сведениям Роспотребнадзора, заболеваемость находится на минимальных значениях с начала пандемии. За 30.06.2022 было зарегистрировано всего 3106 случаев заболевания во всех субъектах РФ (в сравнении — в пик распространения омикрон-штамма только за 11.02.2022 было зарегистрировано 203.949 случаев!). Несмотря на кажущееся благополучие в отношении эпидемиологической обстановки по ковиду, необходимо осознавать, что многие случаи заболевания в настоящее время остаются неучтенными.

Большинство случаев заболевания в настоящее время протекают либо в бессимптомной форме, либо в легкой форме, неотличимой от “обычной” ОРВИ.

В ситуации, когда ограничения сняты, а доказывать, что ты не можешь никого заразить новой коронавирусной инфекцией больше не требуется, подавляющее большинство людей просто не тестируется. Обязательное тестирование теперь проходят лишь госпитализированные пациенты с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.

SYPk9lLaHR0cDovL29jZG4uZXUvaW1hZ2VzL3B1bHNjbXMvTUdNN01EQV8vYjliMDQ2MTU5MGY2YzBlZjkwNWQyN2E2MmI3MzRjOTUuanBnkZMCzQLkAIEAAQ.jpeg

Те немногие геномы коронавирусов, которые все же расшифровывают в России, дают нам понять, что варианты BA.4 и BA.5 начали распространяться и у нас. Какова истинная доля этих штаммов среди нашей популяции — неизвестно, в частности  как раз из-за того, что никто, кроме госпитализированных пациентов, не тестируется при появлении респираторных симптомов.

Но даже несмотря на отсутствие точных данных, с наибольшей степенью вероятности можно сказать, что рост заболеваемости ковидом будет отмечен и у нас в стране, хотя бы потому что новые варианты уходят от иммунного ответа, сформированного после контакта с предыдущими вариантами омикрона, а если короче, то ими можно заразиться даже если вы уже переболели омикроном.

Появление новых штаммов ковид-19 уже вызвало рост заболеваемости во многих странах Европы. Но как этот рост отразится на системе здравоохранения, на состоянии общества, на здоровье населения, зависит от многих факторов, в частности от того, действуют ли ограничения, связанные с ковидом, какой процент населения привит и когда была последняя доза вакцины и т.п.

Если говорить о России, то у нас низкий уровень вакцинации, особенно среди пожилого населения, а большинство тех, кто привит, скорее всего сделали это в последний раз прошлым летом “добровольно-принудительно”, сейчас все ограничения сняты, коды никому не нужны, поэтому никто и не ревакцинируется, и уж тем более не планирует только начинать вакцинацию. Скорее всего эти условия будут вспомогательными для новой волны. И, по всей видимости, эта волна может начаться уже летом.

Что же с этим делать? Снова и снова мы поднимаем вопрос вакцинации.

Если вы ни разу не вакцинировались, хотя возможно и болели, то мы рекомендуем привиться. Хотя бы потому, что актуальные варианты коронавируса уходят от иммунного ответа, который остался в наследство после перенесенного ковид-19 (и не факт, что остался).

Если вы вакцинировались и потом не болели/болели, то через полгода после вакцинации или болезни необходимо пройти ревакцинацию. Дальше четырех доз мы пока не заходили, но, если ориентироваться на западные рекомендации, то для людей старше 50 лет может быть рассмотрена еще одна бустерная доза.

А вот если у человека итак есть любое иммуносупрессивное состояние, то они точно должны получить пятую дозу вакцины.

Sputnik-V-Meteoweecom_.jpg

В наших Минздравовских рекомендациях четких указаний к действию нет — если эпид.обстановка напряжена, то необходимо ревакцинироваться через 6 месяцев, а если не напряжена, то через 12. Сейчас она, как будто, не напряжена. Но это может измениться в считанные дни (мы помним новогодние каникулы 2022 в США.

Кажется, что самое страшное уже позади, и мы, конечно, будем надеяться, что это действительно так. Однако в связи с высоким распространением в популяции вирус продолжает мутировать и исключить ухудшение эпид.обстановки невозможно.

Несмотря на отмену ограничений, связанных с ковид-19, берегите себя — мойте руки,избегайте мест скопления людей, носите маску при желании (особенно если ухаживаете или контактируете с людьми с симптомами ОРВИ), вакцинируйтесь, ревакцинируйтесь, скажите своей бабушке привиться — в общем, не болейте и не давайте окружающим болеть :)

Автор:
Каринэ Симоновна Дарбинян