06.06.2018

Что такое стеатоз?

Иногда клетки нашего организма начинают накапливать какие-то вещества. В самом простом случае это врожденная патология, когда в цепочке превращений сломано какое-то звено, и что-то не превращается в то, что должно, а складируется там, где получилось. В лучшем случае без всякого смысла, но обычно этот склад рано или поздно начинает мешать клетке работать или вовсе ее выводит из строя. В качестве предмета накопления могут быть самые различные молекулярные комплексы, от соединений меди, как при болезни Вильсона-Коновалова, до амилоидных белков при болезни Альцгеймера, например. И самым распространенным продуктом накопления является жир. Когда жировые включения заполняют клетки печени, мы имеем дело с жировым гепатозом, или стеатозом (steatos – по-гречески «жир»).

Стеатоз интересен тем, что причин у него много, но сам процесс – одно заболевание. Гистолог под микроскопом обычно не сможет уверенно отличить печень с алкогольным стеатозом от печени со стеатозом из-за ожирения, даже при нестандартных окрасках – и там и там будут обычные жировые вакуоли (капли) в клетках печени, которые иногда будут сливаться в кисты – обычная картина для данного состояния.

Условно нормальная печень взрослого человека под микроскопом

Условно нормальная печень взрослого человека под микроскопом (фото предоставлено каналом @rich_inner_worl)

В теории при алкогольном поражении будет более выражена воспалительная реакция, но при алиментарном ожирении может быть тот же самый холангит, например. Алиментарный жировой гепатоз чаще формируется островками, очагами, он мелкокапельный, но и все это очень условно – и при алкогольной болезни печени в некоторый момент картинка под микроскопом может быть просто идентичной.

Печень взрослого человека с признаками жировой дистрофии

Печень взрослого человека с признаками жировой дистрофии. Синяя стрелочка — центральная вена. Красные стрелочки - перипортальные тракты с начальными признаками фиброза. А белые круглые образования в паренхиме — жировые включения в цитоплазме. На данной стадии процесс еще обратим. Кстати, на этом фото структура печени более выражена за счет того, что в центральных отделах долек жировой гепатоз более выражен, чем на периферии. (фото предоставлено каналом @rich_inner_world)

Стеатоз можно хорошо визуализировать при компьютерной томографии, на так называемых T1-взвешенных изображениях жир заполняет изображение белым. В аппарат FibroScan 502 TOUCH, которым оснащена H-Clinic, применена технология CAP, которая позволяет дешево, безопасно и информативно оценить выраженность не только фиброза, но и стеатоза печени. Нашим специалистам эта функция позволяет не только выявлять это состояние исходно или осуществлять периодический мониторинг, но и понимать динамику процесса при лечении.

Цирроз печени

Цирроз. Красным выделена «ложная балка» — замещение погибших гепатоцитов фиброзной тканью. В центре оставшихся печеночных долек выраженный жировой гепатоз. Такие изменения в печени уже практически необратимы. (фото предоставлено каналом @rich_inner_world)

Что нас уверенно ведет к жировой дистрофии? Фактор номер один – алкоголь, конечно. Также это могут быть липодистрофии, гликогенозы, сахарный диабет, ожирение и выраженная потеря веса, другие хронические состояния. Некоторые препараты, например: амиодоран, метотрексат, глюкокортикостероиды, некоторые АРВ-препараты и многие другие гепатотоксичные агенты, в том числе нелекарственные – от фосфора до токсинов некоторых ядовитых грибов. ВИЧ-инфекция и гепатит С, особенно его третий генотип, – также мощные факторы риска стеатоза.

Собственно, само накопление жира — не столь большая проблема, казалось бы. Состояние это обратимое: измени факторы среды - и клеточки постепенно, сообразно нашим усилиям, потратят накопленное. Проблема в том, что избыточное накопление жировой ткани все же повреждает часть клеток необратимо, весь «химзавод», что они содержат, изливается вокруг, вызывая последствия в виде воспалительной реакции на клеточном уровне — возникает стеатогепатит. А там, где разрушения, воспаление, - там в итоге и починка соединительной тканью. Как сможем, конечно. И вот «заштопывание» повреждений соединительной тканью – уже проблема, возникает фиброз, с этим столкнется примерно каждый десятый человек с жировым гепатозом.

Разрастаясь, соединительная ткань портит всю сложную архитектуру печени, нарушая и функционирование самого органа целиком. Второй этаж проблемы – рак. Там, где идет бурная реставрация, там, где много делений клеток, — там и риски ошибок при копировании. И примерно каждый десятый, чуть меньше, человек с формирующимся фиброзом из-за алкогольного стеатоза, например, имеет риски возникновения гепатоцеллюлярной карциномы.

Да, стеатоз печени вполне можно лечить. Обычно это комплекс мероприятий, направленный на снижение гепатотоксичности применяемых препаратов для лечения хронических заболеваний, изменение в образе жизни, работа с резистентностью к инсулину и коррекция липидного профиля крови… сложная, комплексная и интересная для специалиста задача, и в H-Clinic ее умеют решать.