13.06.2018
Как не заразиться малярией

Путешествия, командировки...Современный человек немало времени проводит в поездках. И порой, рабочая необходимость или желание провести отдых в экзотическом месте заносит его в страну, на территории которой он может заразиться тяжелым заболеванием - малярией.

Малярия — это паразитарное заболевание, вызываемое малярийным плазмодием. Передается это заболевание при укусах комаров, заразиться также можно при переливании крови, пользовании нестерильными медициескими инструментами. Этот паразит обитает в крови, а именно в эритроцитах - красных кровяных тельцах. Размножаясь в эритроцитах, он вызывает их гибель и развитие осложнений. Клинические проявления развиваются обычно через 10-15 дней после укуса и во многом напоминают ОРВИ - головная боль, лихорадка и озноб. Многие принимают эти симптомы за акклиматизацию или классическое ОРЗ, что ведет к запоздалой диагностике и позднему началу терапии. Это чревато тяжелыми осложнениями, например при тропической малярии задержка начала терапии более, чем на 24 часа после появления клиники, в неколько раз увеличивает вероятность тяжелого течения болезни и летального исхода.

В 2016 году передача малярии сохранялась более, чем в 90 странах мира. По данным ВОЗ более половины населения земного шара подвергается риску заражения малярией. В зоне наибольшего риска заражения и тяжелого течения находятся беременные женщины, дети первых 5 лет жизни и ВИЧ-позитивные. Отдельно стоит упомянуть лиц, не имеющих иммунитета, совершающих поездки в эндемичные страны и не получающие профилактику малярии. В такой ситуации находимся мы с вами, когда едем в путешествия или командировки.

Как себя обезопасить?

К сожалению, вакцина против малярии пока находится на стадии клинических исследований и не применяется широко. Поэтому основой профилактики является прием противомалярийных препаратов, который начинается заранее, за несколько дней или недель до поездки, весь период пребывания на опасной территории и некоторое время после приезда домой. Следует отметить, что назначать эту профилактику должен опытный специалист, так как во многих странах, эндемичных по малярии, возбудитель болезни имеет устойчивость к некоторым препаратам и ваша профилактика может быть неэффективна.

Если вы вернулись из опасной по малярии страны и у вас появились признаки ОРВИ, необходимо срочно обратиться к инфекционисту для исключения этого опасного заболевания. Для диагностики малярии могут использоваться не только стандартные методы - микроскопия мазков, но и “быстрые” иммунохроматографические тесты, которые с высокой вероятностью укажут на инфицирование.

Данила Коннов
Врач-инфекционист H-Сlinic