ВИЧ-инфекция - это хронически-текущее заболевание, которое в отсутствие лечения постепенно приводит к снижению иммунного ответа, таким образом вызывая развитие тяжелых инфекционных и опухолевых заболеваний. Распознать присутствие ВИЧ (вируса иммунодефицита человека) в организме мужчин на ранних стадиях довольно сложно. Заражение ВИЧ-инфекцией возможно при половых контактах или употреблении наркотиков нестерильными иглами. Риск инфицирования у мужчин при гомосексуальных половых контактах выше, а при гетеросексуальных - ниже, чем у женщин в случае, если партнер ВИЧ-инфицирован. В таблице, переведенной из данных американского Центра по контролю за заболеваемостью, представлены относительные риски заражения в различных ситуациях.

*Риски заражения при данных видах контакта скорее теоретические. Вероятность заражения настолько низкая, что оценить ее в численном выражении не представляется возможным.

После проникновения вируса в организм, заболевание может длительное время никак не проявляться. Однако у некоторых людей в ближайшие несколько недель развивается так называемая острая ВИЧ-инфекция. Ее проявления связаны с реакцией организма на вирус - активацией иммунитета и выработкой антител. Специфичных симптомов ВИЧ у мужчин на ранних стадиях болезни нет. Все признаки острой ВИЧ-инфекции могут встречаться при многих других инфекциях, поставить диагноз только на основании проявлений заболевания невозможно. Но заподозрить признаки острой ВИЧ-инфекции по предъявляемым жалобам вполне можно. Первыми признаками заражения ВИЧ у мужчин могут быть:

·        Повышение Т тела;

·         Высыпания на теле;

·         Боль в горле;

·         Наличие налетов в ротоглотке;

·         Увеличение лимфатических узлов.

Такую клиническую картину нередко путают с инфекционным мононуклеозом или выраженной аллергической реакцией. В этот период возможны еще отрицательные анализы на ВИЧ, так как антитела к вирусу только начинают формироваться. Но более характерным является положительный результат ИФА и сомнительный результат иммунного блота. Наиболее точным анализом, помогающим на ранней стадии подтвердить или исключить наличие ВИЧ в организме, является ПЦР на РНК вируса или ДНК провируса в крови. Данный этап течения заболевания как у мужчин, так и у женщин обычно не превышает 6 недель.

После этого, как правило, формируется полный положительный иммунный блот, и течение болезни на долгое время становится бессимптомным. Если ВИЧ-инфекция не была диагностирована у мужчины на начальных стадиях, или по каким-то причинам не была начата АРТ (антиретровирусная терапия), то вирус постепенно разрушает иммунные клетки организма. Наиболее уязвимы к действию ВИЧ CD4-лимфоциты (Т-хелперы). Снижение иммунной защиты приводит к развитию инфекционных заболеваний. Первыми признаками ВИЧ у мужчин могут быть те же инфекции, что и у здоровых людей, но с большей частотой или с более тяжелым течением. На этом этапе врач может заподозрить наличие ВИЧ-инфекции и направить пациента на анализ в случае наличия:

·         Рецидивирующего кандидоза («молочницы») слизистых;

·         Опоясывающего герпеса;

·         Распространенного поражения кожи и слизистых папилломами или кондиломами;

·         Длительного или распространенного поражения кожи контагиозным моллюском, появление элементов на лице;

·         Рецидивирующих бактериальных пневмоний;

·         Тяжело поддающегося лечению грибкового поражения ногтей;

·         Необъяснимого снижения массы тела или увеличения лимфатических узлов;

·         Длительно сохраняющейся лихорадки.

Если же и в этот период заболевание у мужчины не будет распознано, то дальнейшее течение ВИЧ-инфекции без лечения через 5-15 лет приводит к развитию СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). Для поздних стадий ВИЧ-инфекции характерно снижение CD4-лимфоцитов менее 200 клеток в микролитре (в норме их число составляет 600-1500 клеток в микролитре), и развитие необычно тяжелых инфекционных и опухолевых заболеваний. СПИД у мужчин может проявляться:

·         Пневмоцистной пневмонией;

·         Кандидозом пищевода;

·         Цитомегаловирусной инфекцией с поражением различных органов (глаз, пищевода, кишечника, нервной системы);

·         Токсоплазмозом головного мозга;

·         Внелегочным туберкулезом;

·         Генерализованным микобактериозом;

·         Распространенной саркомой Капоши;

·         Раком аногенитальной области;

·         Лимфомами.

Все эти заболевания практически не встречаются у людей с нормальным иммунитетом. Именно поэтому они являются СПИД-индикаторными и формируют понятие СПИД. Симптомы их различны. Они зависят от конкретного микроорганизма, вызывающего инфекцию, и локализации поражения. Практически не существует симптомов, которые встречались бы абсолютно у всех пациентов на стадии СПИДа.

Однако в случае, если заболевание выявлено вовремя, и сразу начато адекватное лечение (антиретровирусная терапия, АРТ), то снижение иммунитета и клинические проявления могут и не развиться. В этой ситуации иммунитет мужчины сохраняется на должном уровне за счет подавления размножения вируса на фоне приема препаратов. Поэтому самый разумный подход к ВИЧ-инфекции – регулярное тестирование и немедленное начало адекватного лечения в случае выявления вируса в организме. Это позволит сохранить здоровье и красоту на долгие годы.

Тип контакта  Риск заражения на 10 000   контактов

Парентеральные

Переливание крови от инфицированного донора

Использование общих игл при употреблении наркотиков  63

Случайный укол иглой от ВИЧ-инфицированного пациента

Сексуальные
 Анальный секс, принимающая сторона  138
 Анальный секс, вводящая сторона  11
 Вагинальный секс, принимающая сторона  8

Вагинальный секс, вводящая сторона

Оральный секс, принимающая сторона  Низкий
 Оральный секс, вводящая сторона  Низкий
 Другие*
 Прокусывания

Ничтожно низкий

Облизывания

Ничтожно низкий

Контакт кожи с жидкостями организма (включая слюну и сперму)  Ничтожно низкий
 Использование общих секс-игрушек  Ничтожно низкий

Автор: врач-инфекционист Дегтярева Светлана Юрьевна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.