Что такое СПИД?

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – это продвинутая стадия ВИЧ-инфекции, возникающая при отсутствии адекватного лечения.

То есть после попадания ВИЧ (вируса иммунодефицита человека) в организм, СПИД развивается далеко не всегда и не сразу. После того, как вирус попал в организм человека (это происходит, как правило, при гетеро- и гомосексуальных незащищенных половых контактах или использовании общих игл для введения психоактивных веществ), он начинает размножаться в клетках, которые имеют определенные рецепторы.
 Преимущественно это клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, макрофаги, клетки Лангерганса, клетки микроглии. Больше всего от воздействия ВИЧ страдают именно Т-лимфоциты, так называемые СD4-клетки, или Т-хелперы. Когда речь идет об иммунном статусе пациента с ВИЧ-инфекцией, обычно подразумевают именно их количество в одном микролитре крови. Хотя вообще понятие «иммунный статус» более обширное, и включает в себя, помимо количества CD4-лимфоцитов, еще и их процентное содержание, содержание CD8лимфоцитов (в абсолютных цифрах и процентах ), а также соотношение CD4 к CD8. Размножение вируса внутри Т-хелперов приводит к их разрушению и постепенному снижению количества. Также вирус иммунного дефицита человека запускает процессы запрограммированной гибели Т- хелперов. У здорового человека содержание CD4 Т-лимфоцитов в 1 микролитре крови составляет от 600 до 1500 клеток. ВИЧ может вызывать снижение их числа до 300 клеток, до 100 и даже до 0.

Коварство ВИЧ-инфекции в том, что длительное время она может протекать без симптомов, даже на поздних стадиях болезни. Однако такое воздействие ВИЧ не проходит бесследно – постепенно и медленно (обычно в течение нескольких лет) работа иммунной системы нарушается. Снижение иммунитета является предрасполагающим к развитию инфекций и опухолей. С прогрессированием иммунодефицита чаще развиваются сначала бактериальные и вирусные инфекции, особенно затрагивающие кожу и слизистые, может наблюдаться рецидивирующее грибковое поражение кожи и слизистых (кандидоз, или «молочница»), рецидивирующие герпетические инфекции, распространенное поражение кожи контагиозным моллюском. Затем такие пациенты начинают страдать от поражения внутренних органов также различными видами бактерий, вирусов, грибков.

В случае глубокого нарушения иммунной защиты (наиболее часто при уровне СD4-клеток менее 200 в микролитре) развивается выраженный иммунодефицит, у пациента возникают такие тяжелые инфекции, как:

• токсоплазмоз
• пневмоцистная пневмония
• ЦМВ-инфекция
• генерализованный туберкулез
• МАК-инфекция
• внелегочная криптококковая инфекция.

Все эти заболевания практически не встречаются у людей с нормальным иммунным ответом. Именно они формируют понятие СПИД и называются СПИД-индикаторными. На этой стадии также повышается риск развития некоторых видов опухолей, например:

• первичной лимфомы головного мозга
• лимфомы Беркитта
• саркомы Капоши с поражением внутренних органов
• инвазивного рака шейки матки.

Развитие этих заболеваний также опосредованно связано с инфицированием различными вирусами. Например, наличие в организме вируса Эпштейн-Барр (ВЭБ) увеличивает риск лимфомы головного мозга, саркома Капоши развивается на фоне инфицирования вирусом герпеса 8 типа, предрасполагающим к раку шейки матки является инфицирование определенными (онкогенными) генотипами вируса папилломы человека (ВПЧ). А отсутствие адекватного иммунного надзора за данными онкогенными вирусами на фоне сниженной иммунной защиты еще больше повышает риск опухолевых заболеваний и может приводить к развитию СПИДа.

Такое течение болезни является характерным для пациентов в отсутствие лечения. В случае же, если человек вовремя узнал о своем ВИЧ-положительном статусе, и начал принимать АРТ (антиретровирусную терапию), то его иммунная система не будет подвергаться разрушению, и СПИД при этом не разовьется. Препараты, которые входят в состав АРТ непосредственного влияния на иммунитет не оказывают, они лишь подавляют размножение ВИЧ в организме. Это останавливает развитие болезни, а уже резервы самого организма позволяют поддерживать количество CD4лимфоцитов на должном уровне, и даже повышать их число (если оно все же успело снизиться до начала лечения).

Таким образом, даже пациент, у которого развилась та или иная оппортунистическая инфекция со временем может повысить свой иммунный статус до тех значений, при которых инфекции и опухоли встречаются не чаще, чем у людей с ВИЧ-отрицательным статусом. Конечно, на это может потребоваться довольно много времени. Несколько месяцев, а иногда и лет может потребоваться на то, чтобы количество CD4 выросло с 50 кл/мкл до 350 кл/мкл и выше. И все это время опасность, что у человека разовьется какая-либо еще оппортунистическая инфекция, сохраняется, хотя и снижается со временем. Потому лучше знать свой ВИЧ-статус, и при положительных результатах анализа начинать терапию сразу же, а не ждать снижения иммунитета и развития СПИДа.

Дегтярева Светлана
врач-инфекционист
H-Clinic

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.