25.02.2020

Антитела к кори

Корь – крайне заразное антропонозное (источник инфекции – человек) вирусное заболевание, протекающее с лихорадкой, симптомами интоксикации, сыпью, поражением слизистых оболочек глаз (конъюнктивит) и верхних дыхательных путей, нередко с развитием осложнений и летальным исходом.

Возбудитель заболевания–Measlesvirus обладает иммунно-супрессивным действием (угнетение иммунитета), что приводит к частым бактериальным осложнениям –пневмонии, бронхиту, отиту. Осложнения обусловлены как вторичной бактериальной флорой, так и самим вирусом.

В последние годы отмечается «взросление» инфекции. У взрослых заболевание протекает гораздо тяжелее, чем у детей, с высоким риском развития осложнений, особенно у онкологических больных и у ВИЧ-инфицированных.

Большинство случаев летальных исходов связано с пневмонией и энцефалитом.

Нельзя не вспомнить подострый склерозирующий панэнцефалит (ПСП)–тяжелое поражение центральной нервной системы (ЦНС), с медленным распадом личности, судорогами и летальным исходом. Развивается болезнь спустя годы (в среднем через 7 лет) после перенесенной кори.

Корь встречается в практике врачей различных специальностей: инфекционистов, участковых терапевтов, педиатров, дерматологов, акушеров-гинекологов. Как правило, заподозрить и поставить диагноз в типичных случаях не вызывает затруднений.

Согласно рекомендациям ВОЗ во всех случаях с температурой  > 38 0С, генерализированной  сыпью и  одним из  симптомов: кашель, насморк, конъюнктивит, необходимо обследование на  антитела к вирусу кори класса IgM с одновременным исследованием 2-х сывороток крови на антитела IgG (на 4-й день высыпаний 1-я сыворотка и через 10-14 дней от даты взятия первой– 2-я сыворотка).

Исследование на антитела к кори выполняют методом ИФА по назначению врача в случае, когда необходимо:

· исключить или подтвердить диагноз "корь";

· оценить наличие поствакцинального уровня антител;

· при инфицировании беременной определить риск для плода.

Специальной подготовки к серологическому обследованию не требуется. Однако рекомендовано проходить тест на антитела к кори не ранее, чем через 3 часа от последнего приема пищи, накануне не употреблять алкоголь, а также избегать интенсивных физических нагрузок.Для анализа используют венозную кровь.

Коревые антитела норма

Понятие "норма" в интерпретации серологического теста не совсем корректное. Поскольку приемлемым, в зависимости от ситуации, принято считать как положительный, так и отрицательный результат:

· «отрицательный» – уровень антител (АТ) к кори отсутствует или ниже минимального порогового значения (в одних лабораториях –0,12 МЕ / мл, в других 0.8 – в виде индекса);

·  «сомнительный» – количественный показатель в пределах между минимальным и максимальным пороговым значением (в пределах 0.8-1.2);

· «положительный» результат– уровень АТ выше максимального порогового значения (>1.2).

Расшифровка анализа:

· I вариант: анти-IgM «-», анти- IgG«-»(<0.8)a.   Ложноотрицательный результат? Для исключения этого феномена IgM определяют не ранее 4-го дня высыпаний.

b. Отсутствие инфицирования (иммунная система никогда не встречалась с инфекцией, человек не проходил вакцинацию против кори).

У обследуемого отсутствует противокоревой иммунитет, показана вакцинация, так как существует риск заражения.

· II вариант: анти-IgM «-», анти-IgG «сомнительный (0.8-1.2)»

a. Отсутствие инфицирования. Вероятно, когда-то обследуемый был привит, но со временем количество антител снизилось. В этом случае показано введение вакцины.

· III вариант: анти- IgM «-», анти- IgG «+» (> 1.2)

a. Свидетельствует о поствакцинальном напряженном иммунитете или защитном уровне антител вследствие перенесенного заболевания. Вакцинация в этом случае не требуется.

b. При обследовании беременных для плода риска нет.

· IV вариант: анти- Ig M «+», антитела к кори Ig G «-»< 0,8

a. Ложноположительный результат?  Встречается при аутоиммунных заболеваниях (системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит и др.), при вирусной инфекции другой этиологии (Эпштейн-Барр, краснуха, цитомегаловирус, парвовирус В19, хронический вирусный гепатит).

b. Обследуемый инфицирован вирусом кори. Необходимо повторное обследование. Диагноз подтверждается сероконверсией IgG (появление АТ IgG при их отсутствии в предыдущем анализе) и 4-х кратным увеличением титра АТ в парных сыворотках, взятых с интервалом 10-14 дней)

c. При беременности риск инфицирования плода.

· V вариант: анти- IgM «+», анти- IgG «+»

a. Инфицирование вирусом кори. Определяют титр АТ к вирусу в парных сыворотках с интервалом 10-14 дней. Диагноз подтверждается как в предыдущем случае.

b. Вовремя беременности–риск для плода.

Интерпретация результатов проводится только специалистом, проводить диагностику самостоятельно, а также назначать лечение не рекомендовано.

В случае подозрения на корь пациента необходимо изолировать для предупреждения распространения инфекции (восприимчивость к вирусу кори у невакцинированных– почти 100%).

Инфицированный человек заразен в период от 4 дней до появления сыпи и до 4-го дня высыпаний.  Вирус кори обладает высокой летучестью, что обуславливает его распространение потоком воздуха в соседние комнаты, квартиры, палаты в стационарах при чихании, кашле, разговоре.  Возможна передача вируса трансплацентарно (от матери к плоду).

Заболеть корью может каждый, независимо от возраста, если ему не была сделана вовремя соответствующая прививка.

Единственный эффективный и безопасный способ профилактики кори  – вакцинация, которую необходимо проходить под контролем специалиста в медицинском учреждении.

Автор: врач-ординатор Университетской клиники H-Clinic Пушик Елена Павловна

Медицинский редактор: руководитель Университетской клиники, к.м.н., врач-инфекционист Коннов Данила Сергеевич