Вирус Эпштейна — Барр (ВЭБ, EBV), он относится к герпесвирусам человека 4 типа. Это древний вирус, и он с нами и нашими предками, вероятно, несколько десятков миллионов лет. ВЭБ инфицирована большая часть людей на планете, и у большинства людей первая встреча с вирусом протекает бессимптомно, у некоторых — с однократным развитием симптомов инфекционного мононуклеоза. Однажды заразившись ВЭБ — вы с ним навсегда. Эрадикация вируса на сегодня невозможна, да и не имеет никакого смысла.

Самая известная и распространенная форма заболевания, связанного с ВЭБ, — инфекционный мононуклеоз (ИМ), он развивается при первичном инфицировании.

Чаще всего первичное заражение происходит в детском возрасте, это характерно в большей степени для развивающихся стран. В развитых странах инфицирование может наступить и позже, в подростковом возрасте.

После первичного инфицирования и окончания периода острой инфекции наступает латентное носительство, которое продолжается на протяжении всей жизни. Иногда случайным образом могут запускаться продуктивные циклы ВЭБ, и вот тогда бессимптомные носители инфекции и распространяют вирус далее.

Вирус в латентной фазе находится в В-лимфоцитах и не размножается, а копирование генетического материала происходит вместе с делением лимфоцитов. Здесь, в отличие от многих вирусов, вызывающих гибель клеток, ВЭБ напротив стимулирует пролиферацию лимфоцитов, за счет чего в полной мере реализует свой онкогенный потенциал. ВЭБ имеет доказанную онкогенность – способен провоцировать слаборегулируемое деление клеток, что несет риски возникновения лимфопролиферативных заболеваний и эпителиальных опухолей.

Находясь в здоровом организме, ВЭБ самостоятельно не может вызвать онкологический процесс.

Онкогенный потенциал ВЭБ может реализоваться, если клетки содержат генетические дефекты, не связанные с ВЭБ, но связанные с пролиферацией в присутствии вируса, либо при выраженном иммунодефиците: например, ВИЧ-инфекция в стадии СПИД (чаще при уровне CD4-лимфоцитов менее 100 клеток в мкл), после трансплантации органов, при врожденных иммунодефицитах.

С ВЭБ связывают такие заболевания, как лимфома Беркитта, лимфома Ходжкина и неходжкинские лимфомы, назофарингеальная карцинома, волосатая лейкоплакия, ВИЧ-ассоциированные лимфомы ЦНС, посттрансплантационное лимфопролиферативное расстройство, Х-сцепленное лимфопролиферативное расстройство. В редких случаях ВЭБ может вызывать гепатиты, пневмонии, энцефалиты и т.д. за счет инфильтрации органов пораженными ВЭБ лимфоцитами.

В процессе диагностики заболевания ПЦР слюны на ВЭБ, и тем более ПЦР образцов из крови, могут быть положительными у любого человека после первичного инфицирования, так как вирус пожизненно сохраняется в лимфоцитах. Частота обнаружения зависит от возраста пациента, а по сути — от давности первичного инфицирования. Если у вас результат ПЦР отрицательный, то вы либо не инфицированы, либо, что более вероятно – инфицированные клетки не попали в образец или чувствительность оборудования ниже уровня концентрации вируса. Положительный результат качественного исследования ПЦР на ВЭБ не свидетельствует о «реактивации вируса» и не указывает на связь ВЭБ с любыми симптомами и жалобами, а лишь свидетельствует о факте инфицирования. Косвенным признаком активности процесса будет выявление высоких концентраций ДНК ВЭБ в крови.

Повышение anti-VCA IgM в плазме крови наблюдается при первичном инфицировании, а вот наличие anti-VCA IgG и anti-EBNA IgG говорит о давнем присутствии вируса в организме. В обычной работе терапевта определение антител (все классы) к ВЭБ рационально применять в случае проведения дифференциальной диагностики между ангиной и инфекционным мононуклеозом – для принятия решения о целесообразности применения антибиотиков.

При заболеваниях, связанных с ВЭБ, к каковым относятся хроническая активная ВЭБ-инфекция и некоторые лимфопролиферативные заболевания, во внутренних органах обнаруживаются клеточные инфильтраты из лимфоцитов, пораженных ВЭБ, что приводит к увеличению лимфоузлов, селезенки, развитию гепатита, пневмонии и других состояний — в зависимости от пораженного органа и клинической формы. Все клинические формы заболеваний, связанные с ВЭБ, так или иначе опосредованы лимфопролиферацией.

У лиц без выраженного иммунодефицита рецидивов инфекционного мононуклеоза не наблюдается. Так называемая «реактивация» происходит периодически у всех носителей, но она обычно протекает бессимптомно. Клинические проявления, схожие с острым мононуклеозом, так называемый “мононуклеозоподобный синдром”, в том числе включающий появление в крови атипичных мононуклеаров (АМ), возможны при ЦМВ-инфекции, а также при острой ВИЧ-инфекции. Атипичные мононуклеары выявляются в периферической крови при многих инфекционных заболеваниях, но их доля обычно не превышает 10-20%. При инфекционном мононуклеозе, вызванном ВЭБ доля АМ обычно более 20%, что может быть косвенным признаком, подтверждающим диагноз. Хронически активная форма ВЭБ-инфекции, другие ВЭБ-ассоциированные заболевания являются очень редкими, протекают тяжело, а возникают обычно при тяжелом иммунодефиците, и, конечно, требуют вмешательства квалифицированного врача.

Применение противовирусных препаратов не имеет смысла при латентной инфекции, когда поражения возникают из-за пролиферации пораженных лимфоцитов, а не из-за прямого действия вируса. В таких случаях применяют средства, направленные на снижение пролиферации клеток, а вот воздействовать на вирус в данном случае нет смысла, так как его репликации не происходит, а генетический материал вируса дублируется с делением клеток, которое запускается вирусным белком-промотором пролиферации LMP (latent membrane protein).

При продуктивной (литической) инфекции, когда идет активная репликация ВЭБ с разрушением инфицированной клетки, при выходе вирионов из клетки, могут использоваться такие препараты, как ацикловир и ганцикловир и др., способные блокировать ДНК-полимеразу ВЭБ, хотя их эффективность при ВЭБ инфекции не высокая. Обычно же терапия симптоматическая, и заболевание разрешается самостоятельно. ВЭБ не является причиной частых и затяжных ОРВИ, не входит в структуру формирования понятия «часто болеющих детей» и не приводит к развитию «синдрома хронической усталости».

Arvin A, Campadelli-Fiume G, Mocarski E. Human Herpesviruses: Biology, Therapy, and Immunoprophylaxis. Cambridge University Press; 2007.

Администратор свяжется с вами в удобное
для Вас время и уточнит детали
и время визита в клинику.

Удобное время звонка